Марина Калинина: Нам удаётся реализовывать крупные международные проекты

Северному федеральному университету им. М.В.Ломоносова удаётся реализовывать крупные международные проекты. Мы развиваем научное и образовательное сотрудничество, организовываем студенческие обмены, создаём программы мобильности студентов и многое другое.

Что такое Университет Арктики? Расскажите подробнее об этой сети.

Университет Арктики (UArctic) — это международная ассоциация, включающая в себя около 170 университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и других организаций, которые работают в сфере высшего образования и исследовательской деятельности в Арктическом регионе. Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) занимает одну из лидирующих позиций в этой глобальной сети. Организация была создана в 2001 году по инициативе Арктического совета и имеет статус наблюдателя Арктического совета. В Университете Арктики существует две категории членства. Университеты из арктических стран имеют право голоса при принятии решений; члены ассоциации, имеющие статус «неарктических», не участвуют в принятии решений, но вносят вклад в развитие программ и проектов сетевого университета. Университет Арктики имеет децентрализованную систему управления: офис президента университета расположен в Норвегии, международный секретариат — в Финляндии, офис образовательных программ — в Фэрбенксе (Аляска, США). Благодаря тесному взаимодействию нам удаётся реализовывать крупные международные проекты с участием университетов и других организаций всего циркумполярного региона.

Как представлены российские вузы и научные организации в UArctic?

Россия лидирует по количеству участников: среди 167 членов UArctic почти 50 российских организаций.

Какие проекты реализует САФУ в рамках сотрудничества с Университетом Арктики?

У нас существует целый ряд интереснейших проектов, в том числе крупных, которые позволяют получить, если можно так сказать, панарктический эффект. Один из них — «Модель Арктического совета». Пилотный проект мы запустили в прошлом году на базе САФУ вместе с нашими партнёрами из США, Канады, Норвегии и Швеции. Суть проекта заключается в том, что студенты из арктических стран в течение трёх дней проводят симуляцию работы реального Арктического совета: постоянных членов, наблюдателей, представителей коренных народов. Курсу предшествует большой образовательный блок по изучению документов и материалов Арктического совета, его структуры, процедурных моментов. Программа, в которой принимают участие преподаватели различных университетов из арктических стран, включает в себя лекционные, практические занятия и самостоятельную работу студентов.

Проект оказался успешным, и мы включили его в стратегический план Университета Арктики. Было принято решение о проведении курса «Модель Арктического совета» каждые два года в той стране, которая на тот момент будет председательствовать в настоящем Арктическом совете. В следующий раз студенты встречаются на Аляске в марте 2016 года. В это же время там будет проходить встреча старших должностных лиц Арктического Совета, и я надеюсь, у студентов будет возможность диалога с ними. Очевидно, что давать оценку подобным проектам надо после их завершения, однако мы полагаем, что подобные программы позволяют привлечь молодёжь к обсуждению арктической проблематики и дают возможность сегодняшним политикам услышать голос молодёжи, то есть тех, кто совсем скоро будет влиять на процессы принятия решений в этом регионе.

Ещё один проект, над которым сейчас работает руководство Университета Арктики и эксперты из северных университетов совместно с министерствами образования арктических стран, — разработка комплексной программы мобильности для северных университетов «Север к северу плюс». Наша задача — сделать такую программу, которая сможет удовлетворить потребности университетов арктических стран в академической мобильности, включая уровни бакалавриата и магистратуры, стипендии для проведения научных исследований, стажировки на предприятиях и поддержку студентов из числа коренных народов.

Университет Арктики часто называют университетом без стен (university without the walls). Тем не менее в этом университете есть образовательные программы и студенты. Примером своеобразной истории успеха Университета Арктики является образовательная программа «Бакалавр циркумполярных наук», по которой прошли обучение тысячи студентов из университетов арктических стран. Программа имеет междисциплинарный характер, она даёт знания о различных аспектах развития циркумполярного региона. В разработку курсов внесли вклад профессора университетов из Северной Америки, Скандинавии и России, проходит регулярная ревизия содержания курсов на предмет их актуальности. Эта программа реализуется в разных форматах. Так, в Северо-Восточном федеральном университете программу изучают на русском языке, в Северном (Арктическом) федеральном университете — на английском языке. Мы реализуем эту программу совместно с Университетом Нурланда в Норвегии. Изучив шесть образовательных курсов онлайн, наши студенты едут на продолжение обучения в Норвегию. По результатам обучения они получают диплом САФУ, Университета Нурланда и сертификат Университета Арктики.

Куда после этой программы студенты могут трудоустроиться?

Это не прикладная программа, она даёт базовые знания в области социальных наук, являясь при этом междисциплинарной, дающей представление о том, какие процессы сегодня происходят в Арктике, насколько быстро она меняется и какие последствия это будет иметь как для самого Арктического региона, так и для других регионов мира. Как правило, после завершения этой программы студенты успешно поступают в магистратуру, где уже выбирают более узкую специализацию.

Существует ли возможность у студентов работать непосредственно в Арктике?

Да, у нас есть направление полевых школ. Например, на Шпицбергене существует полевая школа по изучению вечной мерзлоты, которая открыта для студентов, аспирантов и преподавателей из всех университетов — членов Университета Арктики. Отбор происходит на конкурсной основе.

Студенты САФУ отправляются в экспедиции? Как они проходят?

САФУ совместно с Росгидрометом и при поддержке Русского географического общества ежегодно организует полярный научно-образовательный проект «Арктический плавучий университет», осуществляемый в высоких широтах на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». Экспедиции проходят в летний период. В этом году мы готовим седьмой рейс, его программа состоит из научного и образовательного компонентов и подразумевает совместную работу учёных, студентов и преподавателей из разных стран.

Насколько безопасно пребывание в Арктике?

Вопросам безопасности в Арктике необходимо уделять первостепенное внимание и изучать тот опыт, который уже имеется. На очень высоком уровне вопросы безопасности внедрены в практику в Университетском центре на Шпицбергене: перед тем, как получить доступ к полевым работам, и студенты и исследователи проходят образовательный курс и серьёзную практическую подготовку. Без этого изучать Арктику нельзя, на кону стоит человеческая жизнь. Пару лет назад студенты САФУ должны были проходить практику на Земле Франца-Иосифа. Но через три дня их пришлось вернуть обратно из-за угрозы нападения белых медведей. Это была угроза жизни, решили не рисковать.

Учитывая важность этой тематики, мы приступили к разработке образовательного курса по безопасности в рамках Университета Арктики, который будет доступен для студентов всех арктических университетов.

Как взаимодействуют разные университеты? Обмениваются ли они опытом, встречаются?

В Университете Арктики существуют тематические сети, сейчас их 27. Это объединения учёных, но не по областям знаний (физики, математики или химики), а объединения представителей научного сообщества по определённой научной проблематике, часто междисциплинарной. Тематика разная, но она связана с актуальными проблемами изучения Арктики, часто с теми задачами, которые в том числе определены в качестве ключевых международными организациями, такими как Арктический совет или Баренцев совет. Названия тематических сетей — «Энергетика в новое время», «Образ мира в языках коренных народов Севера», «Вечная мерзлота», «Геополитика в Арктике», «Управление северными территориями и развитие», «Стихийные бедствия в Арктике». В рамках каждой тематической сети представители университетов из разных стран разрабатывают образовательные программы, подают заявки на финансирование международных проектов, проводят совместные исследования, обмениваются опытом и готовят публикации.

На каких площадках встречаются участники Университета Арктики?

Форматы встреч различные: это и ежегодный Совет Университета Арктики (высший орган, принимающий решения), и Форум ректоров, и Студенческий форум, и встречи правления и администрации. Сейчас у нас начинается череда встреч в России: Совет Университета Арктики в 2015 году пройдёт в России, в Улан-Удэ; в 2016 году в Санкт-Петербурге впервые пройдёт конгресс Университета Арктики, который объединит все форматы встреч и большую арктическую конференцию.

Насколько сложно сотрудничать с российскими вузами?

Люди часто опасаются нововведений, не располагая достаточными сведениями об открывающихся возможностях. Поэтому одной из первоочередных задач мы считаем распространение информации о преимуществах сетевого сотрудничества. Российские университеты активно открывают для себя такие возможности: подают заявки на участие в совместных конкурсах и программах по арктической тематике, размещают новости на сайте Университета Арктики, выстраивают сотрудничество с зарубежными партнёрами. Недавно мы создали каталог образовательных программ арктической направленности, он размещён на сайте Университета Арктики. Любой студент может найти для себя интересный курс и напрямую подать заявку в любой университет. Каталог программ стал, таким образом, важным инструментом для продвижения, в том числе и российских университетов.

Какие ещё есть формы международного сотрудничества для развития Арктики?

САФУ возглавляет Объединённую рабочую группу по образованию и науке Совета Баренцева / Евро-Арктического региона. Это тоже сеть, включающая в себя 14 университетов северных территорий России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Рабочая группа — это своего рода объединённый голос университетов региона для взаимодействия с Баренцевым советом и региональным советом, то есть на межгосударственном и межрегиональном уровнях возможность влияния на процесс принятия решений.

Рабочая группа, состоящая из представителей университетов Баренцева региона, разработала предложения в Киркенесскую декларацию 2.0. Также мы подготовили предложения в План действий по предотвращению негативных изменений климата в регионе, и сейчас этот план принят всеми субъектами Баренцева региона. В планах группы — предложения университетов и экспертиза для Совместного транспортного плана Баренцева региона, совместные проекты и программы, которые позволят сделать ещё один шаг на пути создания общего образовательного пространства в Баренцевом регионе.

Продолжая тему сетевого взаимодействия университетов, хочу отметить работу университетов в рамках Института Северного измерения (ИСИ). САФУ выступает сокоординатором Института Северного измерения в партнёрстве с Университетом Аалто (Финляндия) и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. ИСИ объединяет 30 университетов из 11 стран, его задача — экспертная поддержка четырёх партнёрств Северного измерения в области окружающей среды, культуры, транспорта и логистики, здравоохранения и качества жизни.

Говоря обо всех формах международного сетевого взаимодействия, в которых принимает участие наш университет, я хочу отметить необходимость координации этой работы, важность участия в органах управления международных организаций. Это позволяет университетам стать активными участниками не только изучения Арктики, но и формирования политики в области арктических исследований, понимать актуальные направления научных исследований и, как следствие, актуализировать содержание образовательных программ и повышать качество подготовки специалистов для Арктики.