Аналитический обзор
Савельев Николай, управляющий партнер и член совета директоров Poseidon Expeditions
© © Poseidon Expeditions

Николай Савельев: Для наших путешественников мы придумали слово «соплаватели»

Покорять Арктику и Антарктиду отправляются не только профессиональные исследователи, но и обычные туристы. Об экспедициях в атмосфере комфорта, о традициях семейных путешествий и досуге «соплавателей» рассказывает управляющий партнер и член совета директоров компании Poseidon Expeditions Николай Савельев.

Николай, представьте портрет арктического туриста.

Начнем с того, что мы наших клиентов туристами не называем — они путешественники, или вот еще недавно придумали новое слово «соплаватели». И об экстриме здесь речь не идет, экстрим — это когда на лыжах на Северный полюс или Гренландию пересечь, а у нас круизы в тепле и полном комфорте. Мы создаем дух экспедиции и атмосферу открытий, но никакого экстрима. Мы даже слоган придумали: «Экспедиционные круизы в атмосфере комфорта».

Мы сами очень долго пытались составить портрет нашего путешественника. Это оказалось труднее, чем мы ожидали, так как они очень разные. Если сравнивать русских с иностранцами, то соотечественники, как правило, моложе. Иностранцы очень удивляются, что русские могут позволить себе такие дальние путешествия в молодом возрасте. Часто это молодые люди до 40, очень активные, интересующиеся, интеллектуальные. Одни коллекционирует путешествия, у других цель покорить полюса, например. В последнее время появилось много семейных пар, уже взрослых: дом построили, дети выросли, они наконец нашли время для себя и окунулись в путешествия. Окунулись именно так, как когда-то окунались в книги о путешествиях, но тогда не могли себе этого позволить, а сейчас могут.

Иногда бывают удивительные, очень трогательные случаи. Недавно пришел пожилой мужчина, очень скромно одетый, и принес с собой всю сумму, достаточно большую, в пакете. Говорит, я всю жизнь копил, хотел на Северный полюс отправиться.

Сколько людей отправляется в Арктику ежегодно? Путешественников становится больше или меньше? Кого больше — иностранцев или россиян?

Если говорить про количество путешественников вообще, то это около 40 тыс. человек ежегодно, и речь идет только о морских путешествиях. Если брать в расчет весь туризм, то только один Шпицберген принимает в год до 100 тыс. человек. И каждый год популярность Арктики как туристического направления растет. Правда, только около 1% путешественников русские. Самый большой спрос со стороны американцев, китайцев и немцев.

Русский рынок экспедиционных круизов вообще сложно сравнить с иностранным. Для русского человека это что-то новое, непривычное. Он только недавно вообще стал за границу ездить, он еще Мальдивами и Канарами не насладился, а тут Арктика. Там же, думают, очень холодно. Это, кстати, еще одно заблуждение, которое наши круизы развенчивают, в Арктике летом до плюс 15 градусов.

Так что иностранцев, конечно, намного больше. Там уже сложившаяся культура таких путешествий, чтобы не только отдохнуть, на пляже полежать, но и что-то новое узнать, с интересными людьми познакомиться. Ведь такие круизы — это и общение, и лекции, и National Geographic прямо за бортом.

Люди начинают целыми поколениями путешествовать. Я очень хорошо помню одну семью из Японии — бабушка, которой было 92, ее дочь, которой 72, с внучкой, которой 53, и правнучкой, которой 28. И бабушка эта во всех высадках на надувных лодках участвует, на вертолете летает и на все лекции ходит, а главное, думает, куда в следующий раз поедет. Вот такой семейный отдых.

В какое время года проходят круизы?

Если говорить об Арктике, то сезон круизов начинается в мае и заканчивается в сентябре. Достаточно короткий сезон, когда в Арктике лето и полярный день. Самое лучшее время, чтобы увидеть животный мир и уникальную природу. Круизы бывают разными по продолжительности, но в основном это 8-12 ночей — оптимальное время, чтобы все увидеть.

Какие маршруты? Где корабли делают остановки?

Маршруты самые разные. Это и российская Арктика — архипелаг Земля Франца-Иосифа, известный всем по советским фильмам про исследование Арктики, — и Гренландия, Исландия, Шпицберген. А самый запоминающийся и уникальный маршрут — это, конечно, путешествие на Северный полюс.

Чем занимаются путешественники?

Экспедиционный круиз — это не просто отдых, это целая история, маленькая жизнь, прожитая в путешествии. Почему-то в экспедиционных круизах это особенно чувствуется.

Главная цель здесь — это увидеть уникальный животный мир и побывать там, где обычный турист побывать не может, увидеть то, что до этого видел только по телевизору. Например, оказаться на первой в истории полярной станции или в самобытном поселении иннуитов. Можно увидеть белую медведицу с медвежатами у самого борта судна или оказаться среди сотни китов. Помимо этого на судне тоже идет интересная жизнь: лекции геологов, морских биологов и историков — отличная возможность узнать много нового. В таких путешествиях всегда царит особый дух и всегда складывается интересное общение. Люди находят друг друга, и им интересно вместе. А дальше кому что нравится: кому живая музыка в баре по вечерам, кому преферанс, кому разбор фотографий. Нашим путешественникам не бывает скучно и есть чем заняться, и это не только наша заслуга, это такой склад характера.

Туризм в Арктике — это безопасно?

Моя любимая фраза на этот счет: «Думаете, приключения опасны? Попробуйте рутину, она смертельна». Туризм в Арктике не опаснее любого другого туризма. Никаких опасностей путешественника там не ждет, поэтому я и начал с того, что экстрим — это не про нас. Доктор на судне всегда есть. В общем, соблюдение простых правил и следование советам экспедиционной команды — и вы в полной безопасности.

Расскажите немного о компании. Как возникла идея возить туристов в Арктику и Антарктику? Каков порядок формирования цен на круизы?

Наша компания существует уже 22 года. Мы начинали с фрахтования грузовых судов и транспортировки грузов морем, оказывали услуги в области морских перевозок. В середине 1990-х, когда экономическое положение в стране было нестабильным и многие морские суда не были востребованы, к нам обратилось Мурманское морское пароходство с предложением организовать круизы на ледоколах.

Дело в том, что экспедиционные круизы начались еще в 1960-х годах, мир уже давно так путешествует, а для нас, русских, это что-то новое. Во многом меня вдохновил пример Ларса-Эрика Линблада, который стоял у истоков таких путешествий. Его называли одним из самых креативных людей, которые когда-либо организовывали путешествия. Именно ему принадлежит идея круизов в самые отдаленные и труднодоступные уголки земли, такие как Антарктида, Арктика, остров Пасхи, Галапагосские острова. Идея экотуризма — это тоже он. Я часто вспоминаю его слова, сказанные когда пытались ограничить туризм, а было и такое: «Путешествия — это не просто бизнес или торговля, это способ коммуникации. И ограничивать путешествия — это все равно что сжигать книги или сажать в тюрьму журналистов».

А вообще, конечно, здесь целый комплекс, который привел к мысли об организации экспедиционных круизов. Как человек, детство которого прошло в СССР, я рос на фильмах об исследователях Арктики. Тогда попасть туда было мечтой каждого мальчишки, вот я и мечтал. А потом, когда впервые оказался там и осуществил свою мечту, захотелось поделиться этим и рассказать, что это не так уж сложно или далеко, как многим представляется. Сегодня вообще практически нет границ, все близко и все достижимо, нужно только понимать, куда стремиться.

Цены на наши круизы начинаются от 200 тыс. рублей и могут доходить до нескольких миллионов, как, например, путешествие на Северный полюс. Логистика экспедиционного круиза чаще всего сложнее любого сухопутного маршрута, поэтому и стоимость выше. В зависимости от направления и продолжительности цена будет сильно отличаться, но в нашем деле нужно попробовать, а дальше, если зацепит, назад пути нет. Потом уже банально поехать на пляже полежать неинтересно.