Аркадий Тишков: Перспективы развития Севморпути очевидны. Арктика ждёт!

Заслуженный деятель науки РФ Аркадий Тишков рассказал Arctic.ru о необходимости создания фантастических городков под стеклом в Арктике, а также о перспективах развития Северного морского пути.

Летом в рамках круглого стола в МИА «Россия сегодня» Вы предложили создавать в Арктике города под куполом, чтобы решить проблему населённости. Расскажите подробнее об этом проекте.

Речь шла о необходимости создания вдоль Северного морского пути межведомственных крытых городов с искусственным климатом, автономными системами жизнеобеспечения, диверсифицированными источниками энергии, зимними садами, галереями, соединяющими комфортабельные жилища, удобной инфраструктурой. Здесь под одной крышей должны жить и работать, может быть и на вахтовой основе, но не выживать в ущерб здоровью, специалисты всех государственных структур, участвующих в освоении Арктики, — метеорологи, гидрологи и полярники Росгидромета, пограничники ФСБ, арктические подразделения Минобороны, спасатели МЧС, специалисты Минтранса и Минсвязи, геологи и сотрудники заповедников и национальных парков Минприроды, учёные РАН, работники портовой службы и ремонтных мастерских, добывающих компаний и многие другие. Всего 10-12 таких кластеров, заинтересованных в развитии экономики Арктики и Северного морского пути.

Пусть это будут городки, создаваемые по образу и подобию тех, которые рисуют фантасты, описывая экспансию землянами Луны, Марса и Венеры. В 1960-х годах я работал в экспедиции в Якутии и познакомился с молодыми архитекторами, которые тогда проектировали такой город под стеклянной крышей в посёлке добытчиков алмазов Айхале. Их проект даже получил какую-то премию на выставке в Париже, но это было почти 50 лет назад. Почему не вернуться к этой идее сейчас? Причём есть проекты такого арктического города под стеклом — «Умка». А сейчас надо срочно создавать сеть таких городков под стеклом вдоль Северного морского пути на всех ключевых участках — Кольском, Печорском, Новоземельском, Ямальском, Таймырском, Усть-Ленском, Яно-Индигирском, Колымском, Чукотском.

Расскажите о перспективах развития Северного морского пути для РФ. Чем этот путь интересен для Канады, США и остальных стран?

Перспективы развития Северного морского пути очевидны и для России, и для наших арктических партнёров, и для тех европейских и азиатских стран, которые хотят осуществлять торговые перевозки по более короткому (почти в два раза короче по сравнению с путём через Суэцкий канал) и отчасти более экономичному пути. Меньше топлива, короче срок доставки. В последние годы перевозки по Северному морскому пути росли и составляли 40-70 судов и до 2 млн т грузов за сезон. Но собственно сквозные перевозки в 2014-2015 годах несколько упали (и по количеству судов, и по объёмам грузоперевозок). Здесь причины и в санкциях, и в конъюнктуре нефтяного рынка, и в капризах погоды: например, в 2014 году они привели к сохранению сложной ледовой обстановки даже в летне-осенний период.

Но не следует забывать, что участники движения по Северному морскому пути — это в основном флот, обслуживающий наши добывающие компании: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Норильский никель», «Росшельф» и другие компании. Они осуществляют перевозки добытых углеводородов и техники на разных отрезках пути, в основном в его западной части. Здесь существенного спада не наблюдается, скорее наоборот: с реализацией крупных мегапроектов на Ямале и в Печорском море на этих участках Северного морского пути интенсивность движения растёт.

Перспективы развития Северного морского пути видны сейчас, несмотря на спад экономической активности, трудности технологического взаимодействия с европейскими компаниями и США. На пороге в Российской Арктике новые экономические проекты, новые месторождения, проекты строительства новых судов ледового класса и ледоколов, в том числе и атомных.

Какие экологические проекты реализуются там?

Во-первых, очистка Арктики от накопившегося за последнее столетие мусора продолжается. Русское географическое общество и Минприроды России курируют эти проекты и находят финансирование для них. Во-вторых, главным, опережающим в природоохранной политике в Арктике должно стать развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе создание новых крупных заповедников и национальных парков. Надо довести их площадь здесь до 20-25%, что обеспечит сохранение хрупкой арктической природы и редких видов растений и животных. В-третьих, для успешной работы Северного морского пути важно восстановить систему экологического мониторинга, поддержать работу метеостанций, стационаров, наблюдающих за состоянием атмосферы, природных вод. В-четвёртых, Арктика нуждается в постоянном контроле и мониторинге состояния популяций редких видов птиц и млекопитающих — белого медведя, атлантического моржа, китообразных. Например, Русское географическое общество планирует провести в Российской Арктике в 2018 году сплошной учёт белых медведей с привлечением отечественных и, по-видимому, зарубежных специалистов. В-пятых, даже в условиях санкций, политической конфронтации, уровень международного сотрудничества в Российской Арктике сохраняется. Учёные России сотрудничают в области научных исследований со всеми арктическими государствами, а в последние годы десятки новых проектов реализуется совместно с Китаем, Японией, Южной Кореей, Германией, Великобританией. Кроме того, лидерами по количеству совместных проектов в Российской Арктике остаются Норвегия, США и Финляндия. Всего на 2014-2015 годы в Российской Арктике реализовывалось около 200 международных проектов.

Китайская сторона планирует активно включиться в освоение Северного морского пути в экономических целях. Не возникнет ли соперничество между странами?

Соперничество экономическое возможно и вполне оправдано. Китай — самая заинтересованная сторона в освоении Северного морского пути для расширения товарооборота с Европой. Плюс Китай планирует расширить свое участие в арктических проектах России, например в инвестициях в строительство завода по сжижению конденсата на Ямале, в строительстве новых судов и даже ледокола, чтобы участвовать в проводке своих судов и не платить ледокольный сбор. Также есть информация о планах Китая по развитию рыболовства в арктических акваториях. Планы обширные, и они и на позициях конкуренции, и на позициях сотрудничества. В Арктике сотрудничество более продуктивно.

Сколько по времени будет продолжаться освоение Северного морского пути?

Так ставить вопрос нельзя. Если даже учитывать, что в Арктике климатические условия и ледовитость океана цикличны (по разным оценкам, с 30-60-летним оборотом) и нас после потепления обязательно ждёт похолодание и возвращение мощных арктических льдов к берегам Евразии, мощные ледоколы и использование судов ледового класса позволят и в годы сложной ледовой обстановки проводить суда, сохранять активность Северного морского пути. Будет расширяться использование отдельных его участков, а в условиях, когда строительство железной дороги на Ямале выходит к морю в центральной части Арктики, появятся дополнительные объёмы перевозки и перевалки грузов на суда. Мой прогноз — развитие Северного морского пути будет продолжаться и вне освоения месторождений углеводородов. Есть другие цели и задачи функционирования арктической транспортной магистрали, например развитие арктического туризма, транзитные перевозки грузов, северный завоз и т.д. Желательно, чтобы не запаздывало создание береговой инфраструктуры, создание новых охраняемых природных территорий и современного арктического флота. Арктика ждёт!