Аналитический обзор
Курс на Арктику
© Команда экспедиции «Курс на Арктику»

Юлия Задорожная: Мы хотим показать, что Крайний Север не такой уж и крайний

В январе следующего года новосибирский «Клуб экстремальных автопутешествий Off Road Master» планирует отправиться на автомобилях на Крайний Север. О маршруте уникальной экспедиции, переоснащении машин для прохождения в арктических условиях, а также о целях путешествия порталу arctic.ru рассказала технический руководитель экспедиции Юлия Задорожная.

Расскажите про «Клуб экстремальных автопутешествий Off Road Master». Чем вы занимаетесь?

Новосибирская некоммерческая организация «Клуб экстремальных автопутешествий Off Road Master» создана в 1998 году.

Члены клуба осуществили более 18 проектов экстремальных автоэкспедиций, среди которых многие — высшей категории сложности.

Маршруты шестой (высшей) категории сложности — это всегда серьёзное испытание. Такие путешествия требуют от каждого участника тщательной подготовки, силы воли и мужества на маршруте.

Из года в год экспедиции клуба прокладывают маршруты по труднодоступным уголкам России, поднимая на поверхность важные факты истории нашей родины как великой державы.

Зачастую эти походы являются первопрохождениями в места, которые ранее считались недоступными и непроходимыми.

Например, путешествие в страну тофаларов — место проживания самой малочисленной народности России на склонах Восточного Саяна, или прохождение вдоль Обь-Енисейского водного пути (транспортного канала) построенного в XIX веке на севере Томской области и Красноярского края, перевал на автомобилях через хребет Большой Саян, путешествия на автомобилях-амфибиях на плато Путорана, автовосхождение на г. Мунгун-Тайга (4000 м), первопрохождение на остров Диксон.

Основателем клуба являлся мастер спорта и заслуженный путешественник России Игорь Николаевич Куликов. Его увлечённость и преданность идее клуба помогли собрать вокруг себя множество людей и создать дух команды под названием Off Road Master.

Как родилась идея экспедиции «Курс на Арктику "Берингия"»? Какова её цель? 

В своих маршрутах мы стараемся совмещать возможность посетить как северную природу уникальной красоты, так и места, связанные с историей и культурой нашей страны. Уже в 2013 году, планируя свой первый масштабный маршрут в Арктику, мы понимали, что идеей, связывающей наши поездки, станет Северный морской путь. Поэтому после Амдермы мы отправились на Диксон, а теперь готовимся к посещению побережья Берингова пролива, так как именно открытие пролива завершило создание Северного морского пути.

Конечной точкой для достижения колёсной техникой на маршруте будет являться самый восточный населённый пункт нашей страны и материка — посёлок Уэлен, куда колёсная техника регулярно не ходит ни зимой, ни летом. Известны лишь три случая достижения Уэлена колёсной техникой — на автомобилях «ЗиЛ» и дважды на джипах категории В, но с поддержкой гусеничных тягачей (ГТТ). В планах же нашей экспедиции — рассчитывать лишь на свои силы, т.е. совершить первопрохождение на берег Берингова пролива без какой-либо помощи. Экспедиция имеет шестую (высшую) категорию сложности по классификации спортивного туризма на средствах передвижения.

Название экспедиции «Берингия» связано с наименованием обширной земли, ранее соединявшей между собой Евразию и Северную Америку. Долгое время учёные думали, что эти два материка соединены между собой, и только плавание Семёна Дежнёва позволило сделать окончательный вывод о существовании пролива между материками. Но современные исследования установили, что эти два материка действительно раньше соединялись сушей и на месте Берингова пролива была земля Берингия.

По какому маршруту будет проходить экспедиция?

Окончательно определить маршрут будет возможно, только полностью по нему проехав. Нет никаких достоверных источников, как именно команде экспедиции удастся пройти с минимальными рисками и затратами по времени. 

В общих чертах мы пройдём через Красноярский край в Якутию, причём скорее всего по БАМу, а не по Верхне-Марковскому зимнику, как это планировалась ранее. Все, кто ходил по данному зимнику на Мирный, прекрасно представляют километровые пробки на подъёмах рельефа из множества фур и грузовиков, везущих свои товары.

Оказавшись в Якутии, мы возьмём курс на Чукотку, скорее всего, по автозимникам Колымы через Зырянку. Обязательно заглянем в Оймякон. Далее, добравшись до Билибино, сверим контрольный график и направимся на мыс Шмидта. И вот после него начнётся самое интересное — на какое-то расстояние ещё будут идти зимники по побережью, скорее всего, до Ванкарема. А вот дальше начинается полная неизвестность для нашей команды. Самый простой вариант — пересечь Колючинскую губу, дойти до Энурмино и срезать материк на залив Лаврентия. Ну а дальше уже юго-восточным побережьем дойти до заветной цели — посёлка Уэлен.

Что же касается обратного пути, то говорить об этом просто рано и неконструктивно. Мы рассматриваем самые разные варианты и морально уже готовы к невозможности выйти своим ходом на машинах с самого востока России, практически с края света, «на материк», т.е. обратно на уверенные автозимники и трассы. Причина тому — неизбежный приход весны и таяние столь полезных для нас льда на море и наста в тундре.

Сколько человек примет участие в экспедиции?

Пока состав экспедиции уточняется. На данный момент точно примет участие машина организаторов из Новосибирска со штурманом из Санкт-Петербурга и один экипаж из Москвы. Большое желание принять участие высказали два экипажа из Эстонии, в том числе и Райт Пайметс, который принимал участие в нашем маршруте на Диксон, но их участие под вопросом из-за сложности процедуры оформления пропусков на территорию Чукотки.

Также участие в маршруте примут две девушки в составе российских экипажей. Участие женщин в таких сложных путешествиях является традицией клуба Off Road Master, которую заложила Куликова Валентина, супруга основателя клуба Куликова Игоря, сопровождавшая своего мужа в самых сложных экспедициях. С тех пор девушки в нашем клубе принимают активное участие в организации и прохождении маршрутов.

Экспедиция будет проходить на автомобилях. Они специально были созданы для арктических условий?

Автомобили для таких проектов готовятся почти с нуля. В наших кругах используется термин «строить автомобиль», и это хорошо отражает суть этого процесса. Автомобиль действительно «строится», используется множество сложных, зачастую новаторских инженерных решений, и автомобиль становится очень далёк от того, который сошёл с конвейера на заводе.

Мы используем наш Land Cruiser 78 в условиях Арктики все последние годы, тем не менее перед каждой экспедицией у нас рождаются всё новые и новые, более оптимальные решения по техническому оснащению, и они успешно реализуются.

Например, в подготовке к экспедиции на Чукотку можно выделить следующее. Подвеска теперь состоит из усиленных и самых жёстких пружин от бронированной TLC 80, а установленные в дополнение к пружинам пневматические подушки обрели более продуманные опоры. Амортизаторы заменены на усиленные масляные с азотным подпором и расширительным газовым бачком.

Многое сделано для защиты мотора от переохлаждения, что часто приводило к проблемам с системой вентиляции картера и дальнейшему уходу мотора вразнос. В системе вентиляции появился клапан сброса по аварийному давлению, а сама система оснащена ленточным подогревателем. Кроме того, технологии не стоят на месте, и мы этим пользуемся — поддон двигателя и крышка ГБЦ покрашены теплоизоляционной промышленной краской, не говоря уже о защите моторного отсека многослойными «шторками» из современных материалов.

Мотор теперь оснащён генератором 110А для стабильной работы при высоком потреблении оборудования в сильный мороз, когда так важно не разрядить аккумулятор и не «поджечь» генератор.

Специально для увеличения надёжности и уменьшения расхода топлива претерпела изменения трансмиссия машины и мотор — теперь двигатель с полностью механическим топливным насосом крутит механическую коробку передач со сцеплением увеличенного диаметра от агрегата 1kd и шестерёнчатой механической раздаточной коробкой.

Для повышения автономности и уменьшения веса второй топливный бак был изготовлен из алюминия в ещё большем размере. Теперь суммарный объём баков на борту машины (без канистр) приблизился к 300 литрам  дизельного топлива.

В экспедиции мы готовимся провести несколько месяцев, поэтому многое сделали для бытового комфорта и утепления салона: двойные резинки уплотнителя на дверях, теплоизоляция дверей, пола, потолка и панелей кузова в два и три слоя. Часть окон меняем на стеклопакеты (применяем как стеклянный триплекс, так и современные решения из монолитного поликарбоната). А стекла багажника теперь закрыты разгрузочными системами для хранения вещей с вшитыми внутрь двумя слоями утеплителя.

Претерпел изменения и «сухой фен» в салоне автомобиля — теперь его разводка доходит даже в самые укромные места автомобиля для поддержания тепла в салоне по ночам, когда двигатель бывает выключен, а также в очень сильный мороз.

Помимо конструктивных доработок в автомобиле перед каждым стартом полностью меняются все расходники от маховика мотора до колёс, проверяются установки мотора, перебирается все навесное оборудование.

Все автомобили оснащены покрышками низкого давления  Arctic trucks АТ-405 38.

Сколько продлится экспедиция?

После проработки маршрута на экспедицию был заложен срок с 15 января (старт в Новосибирске) по 8 марта (финиш в Новосибирске), но все участники готовы к тому, что, в зависимости от множества условий, мы можем не уложиться в эти сроки.

Арктические условия, особенно в этот период, очень суровы. Не боитесь форс-мажорных ситуаций?

Форс-мажорных ситуаций мы не боимся, мы стараемся быть к ним готовы. Самое страшное, что может произойти на маршруте, это поломка техники и получение травм кем-то из участников. К поломкам мы готовы, помимо большого количества необходимых запчастей для ремонта мы берём с собой и инструмент для ремонта в полевых условиях. Каждый пилот знает свою машину до последнего болтика и может отремонтировать практически любой узел. Даже в случае невозможности восстановления автомобиля его экипаж можно разместить по оставшимся авто и благополучно добраться до ближайшего населённого пункта.

Автомобили и экипажи укомплектованы средствами связи на частотах УКВ и в спутниковом диапазоне.

К травматическим ситуациям с людьми мы также стараемся быть максимально готовы. Во-первых, все участники являются опытными туристами, подготовленными к таким условиям, что уже снижает вероятность получения травм. Все имеют навыки оказания первой необходимой помощи, в машине организаторов имеется очень большая аптечка, составленная на опыте не одного поколения туристов, в том числе пеших и спелеологов.

К выбору периода времени экспедиции мы подошли не менее обдуманно. Во время самых суровых погодных условий конца января мы будем двигаться по обслуживаемым зимникам и дорогам общего пользования. На категорийном участке маршрута по тундре и льду мы окажемся в начале февраля. Конечно, в это время самые суровые метели, но раньше мы не можем выехать, так как не установятся зимники. А если выехать позже, то, учитывая длительность маршрута, мы можем оказаться в тающей тундре и на «поплывших» зимниках. При выходе с маршрута в Амдерму в начале марта счёт шёл практически на часы, за нами закрывались зимники, а оставшихся на них уже эвакуировали спасательные службы.

Какие результаты вы хотите получить?

Мы хотим увидеть, насколько прекрасна, необъятна и разнообразна наша страна. Показать нашим соотечественникам, что Крайний Север не такой уж и крайний. Благодаря большому интересу к нашим отчётам и фото- и видеоматериалам мы хотим рассказать о жизни людей в таких сложных и суровых условиях.

Одной из задач проекта является и привлечение внимания к возникшим, во многом благодаря действиям человека, проблемам современной Арктики.

Какие ещё экспедиции вы планируете провести в следующем году?

По хорошей традиции идея следующей экспедиции появляется у нас в текущем маршруте. Но многим участникам «Берингии» который год не даёт покоя мысль о самой северной оконечности нашего материка — мысе Челюскин. Помимо большого исторического значения этого мыса и потрясающей красоты маршрута через отроги гор Бырранга на Таймыре и по побережью Карского моря маршрут также представляет собой и спортивный интерес, так как на колёсной технике категории В эта точка ещё не достигалась. Также с маршрута в Амдерму осталась нереализованной идея попасть на остров Вайгач и, возможно, архипелаг Новая Земля. Большой интерес у нашей команды вызывает возможность прохождения из Эвенкии на Таймыр через отроги плато Путорана. Мы держим курс на Арктику.