Аналитический обзор
Руководитель экспедиционного проекта при поддержке Русского географического общества «Северный путь. Думай о Севере» Иван Башкиров
© Из личного архива

Иван Башкиров: Мы хотим заново открыть Русский Север

В экспедиции на Русский Север отправлялись многие, но для большинства он так и остаётся загадкой. Проект «Северный путь. Думай о Севере» как раз и хочет разгадать эту загадку и раскрыть Русский Север для как можно большего количества людей. Руководитель проекта Иван Башкиров рассказал порталу arctic.ru о целях экспедиции, а также о том, почему так важно развивать туризм в северных регионах.

Как родилась идея проекта «Северный путь. Думай о Севере»?

Начну с того, что я с детства увлекался географией, мне нравилось изучать карты. Когда смотришь на эти карты, то понимаешь, что дороги — это артерии, которые несут жизнь, питают регионы. Однако большая часть нашей страны, скажем так, не напитана дорогами, их там попросту нет или, если даже они есть, на карте их не найти, но при этом там есть цивилизация, интересные места.

Почему север? Он мне всегда был близок по духу, интересен. Таким образом, в какой-то момент родилась такая мысль: почему бы не попробовать открыть людям север?

Конечно, все ездят отдыхать, но в основном в тёплые места, на юг, а север обходят стороной. Он неизведанный, природа тут суровая. Но именно это и поражает. Северная природа интересна по-своему: суровая, да, но удивляющая своим разнообразием и буйством красок. Кроме того, люди на севере очень открытые. Я не хочу ни в коей мере обидеть тех, кто живёт в южных регионах, но, на мой взгляд, характер северных людей во многом обусловлен особенностями жизни, выживания на севере, потому что там открытость и взаимопомощь — это просто одно из условий жизни.

Вы уже бывали на севере?

Да, бывал, и не один раз. Я очень благодарен двум замечательным людям, которые безумно любят север и которые посвятили всю свою жизнь северу, — это знаменитый полярник Артур Николаевич Чилингаров и его помощник, его правая рука Константин Александрович Зайцев. Именно благодаря этим людям я и полюбил север.

Под руководством Артура Николаевича мне посчастливилось участвовать в полярных экспедициях на Северный полюс. Я участвовал в высадке дрейфующей станции «Северный полюс — 38» в 2010 году, летал на «Северный полюс — 35» в 2008 году, участвовал в иных мероприятиях. Общение с полярниками и само пребывание на севере накладывает неизгладимый отпечаток.

Предстоящая экспедиция не совсем обычная. Вы планируете отправиться на север на мотоциклах.

Я бы не стал говорить, что это что-то необычное. Есть путешественники, которые даже зимой ездят на север на мотоциклах. Мотоциклы — моё давнее хобби, поэтому, когда родилась идея экспедиции, в качестве транспорта выбрали именно их. Наша идея заключается в том, чтобы открыть людям север, показать его доступность, рассказать об интересных местах и, кроме того, связать регионы между собой. И в этом нас поддерживает Русское географическое общество.

Хочу отметить, что это первая экспедиция, которая в дальнейшем даст начало глобальному проекту. В будущем вместе с местными отделениями РГО и путешественниками мы планируем детально изучать каждый северный регион, причём делать это будем в разное время года, на разных видах транспорта. После этого мы бы хотели составить туристические маршруты, карты, на которых были бы отмечены различные точки притяжения: достопримечательности, инфраструктура, природные объекты, состояние дорог, доступность и так далее.

Мотоциклы, на которых вы отправитесь, специально предназначены для езды по любым дорогам, в том числе и по бездорожью?

Техническая составляющая экспедиции — это серийные мотоциклы класса «Туристический эндуро», которые предназначены для езды по дорогам с любым покрытием. Конечно, откровенное бездорожье местами они могут преодолеть, но это стоит больших усилий. Мотоциклы всё-таки тяжёлые, и в болото, как говорится, лучше на них не соваться. Да и задачи такой не ставится, цель, наоборот, — показать доступность.

Но пока вопрос технического обеспечения лежит в плоскости финансовой. Если у нас получится привлечь внимание спонсора, который заинтересован в развитии Русского Севера, то нам бы хотелось пойти на мотоциклах одной марки либо устроить параллельное длительное сравнение нескольких моделей разных производителей. Это даст нам дополнительную возможность осветить нашу экспедицию, привлечь к ней внимание.

Если же спонсоров мы не найдём, то отправимся на своих собственных мотоциклах.

Они уже испытаны вами?

Да, конечно. С асфальта мы съезжали. Они знают, что такое плохие дороги, и могут по ним передвигаться.

Если говорить о состоянии дорог и их наличии, на что вы опираетесь при планировании маршрута, ведь дороги на севере есть не везде?

Сейчас я ищу информацию о состоянии дорог, о возможности проезда по тому или иному маршруту. К сожалению, на севере дорожная сеть не очень развита. Там есть какие-то заброшенные пути, лесовозные дороги, возможность проезда по которым сильно зависит от погодных условий. Причём это надо понимать заблаговременно, иначе можно проехать крюк лишних несколько сотен километров. Всю эту информацию приходится по крупицам собирать.

К сожалению, из-за неразвитости приходится прокладывать маршрут нашей экспедиции не так, как изначально хотелось. К примеру, от Республики Коми мы, скорее всего, уйдём вниз, на юг, в Пермский край, хотя хотелось бы из Коми отправиться сразу в Ханты-Мансийский автономный округ или в Ямало-Ненецкий. Но прямой дороги ни туда, ни туда нет.

Вы планируете пройти из Мурманска в Петропавловск-Камчатский. Через какие города пройдёт ваш маршрут?

Старт экспедиции будет дан в Мурманске, оттуда мы пойдём на юг, в Карелию, потом повернём на восток, обойдём Белое море и отправимся в Архангельскую область. Опять же вернусь к проблеме дорог: от Беломорска вдоль Белого моря идёт железная дорога, зимой там можно проехать по зимнику, а вот летом, к сожалению, там проехать нельзя. Для того чтобы попасть в Архангельск, нам придётся делать крюк порядка тысячи километров, поэтому, к сожалению, мы, пройдём мимо интереснейших мест на Белом море. Здесь есть и посёлок Унежма, и деревни Абрамовское и Медведевская со старинными деревянными церквями.

Но мы пойдём по не менее интересным местам — через Каргопольский район и дальше на север через Плесецк и Онегу. Хотим посетить Кенозерский национальный парк, Каргополь — это самый настоящий музей под открытым небом. В принципе вся Архангельская область — это огромный музей деревянного зодчества под открытым небом. Здесь колоссальное количество деревянных церквей, домов, старинных хозяйств, многие из которых сейчас приходят в упадок, разрушаются. Я считаю, что это беда и необходимо максимально привлекать внимание к этой проблеме, потому что такие памятники можно безвозвратно потерять и уже больше никогда нигде не найти.

Это что касается маршрута до Архангельска. Оттуда мы продолжим движение на юго-восток, в Республику Коми, либо вдоль реки Мезени с посещением одноимённого города (но здесь тоже пока непонятна ситуация с дорогой в направлении Республики Коми, потому что на картах она обозначена, а по факту, люди говорят, летом по ней проехать крайне проблематично), либо через Карпогоры — это Пинежский район.

Республика Коми — достаточно сложный регион. Там много интересных мест, но они находятся на большом удалении друг от друга. Это и села Усть-Цильма и Ижма, где летом проводятся местные фестивали «Петровщина» и «Русская горка», и деревня Якша с фермой, где впервые в мире пытались, и небезуспешно, приручить лосей, и посёлок Верхнемезенск, построенный в годы советско-болгарской дружбы болгарами, а ныне заброшенный, и заповедники.

Из Коми мы пойдём дальше на юг, в Пермский край, не доходя до Перми, через Соликамск, и оттуда уже уйдём в Ханты-Мансийский автономный округ. Тут тоже хочу оговориться: к сожалению, из Коми сухопутного пути на северо-восток в ЯНАО нет, а там начиналась небезызвестная сталинская 501-я стройка — это железная дорога, которая должна была связать Салехард с Игаркой (портом на Енисее). Эта заброшенная стройка невероятно интересная вещь: здесь ещё сохранились остатки сталинских лагерей (дорога строилась силами заключённых), здесь можно найти старинные паровозы и рельсы, причём царских времён.

Из Ханты-Мансийского автономного округа через Сургут мы планируем дойти до Нижневартовска, сесть на корабль и подняться вверх по течению Оби до Томской области. Из Томска пойдём в Красноярск, а потом уйдём немножко на север, до Енисейска. Это тоже очень интересные места как с точки зрения истории покорения Сибири, так и природы. Если позволит состояние дороги, то мы пройдём по правому берегу Ангары от села Мотыгино до села Богучаны, а оттуда в Кодинск на Богучанскую ГЭС. Затем на нашем маршруте лежит Братск, откуда мы уйдём в сторону Усть-Кута. В Усть-Куте, если получим разрешение от компании «Транснефть», мы пройдём по технологической дороге вдоль нефтепровода ВСТО, которая идёт от Тайшета через Ленск. Если нет, то отправимся на барже вниз по реке Лене.

Из Ленска в Мирный, а далее дорога будет лежать исключительно на восток — Якутск, а потом и Магаданская область. Сейчас мы ищем возможные пути, чтобы попасть из Магадана на Камчатку. В первую очередь мы рассматриваем авиацию, потому что это кратчайший по времени способ, либо морской путь. Как оказывается, соседние регионы абсолютно не связаны между собой. Ну и заключительный этап — по Камчатке по следам экспедиции Степана Крашенинникова.

Когда вы собираетесь отправиться в путь?

Отправиться мы хотим летом, во второй половине июня. Пока точную дату мы не назначали. Экспедиция продлится минимум месяц, мы планируем пройти порядка 15 тыс. км.

Эта экспедиция выходит немного сжатой по срокам, мы недолго будем задерживаться в каждом регионе. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что это проект, предваряющий цикл экспедиций. Сейчас мы хотим просто пройти, посетить основные точки, познакомиться с людьми и северными регионами.

Сколько человек примет участие в экспедиции?

Нас будет трое, я и два моих хороших питерских товарища, очень опытных путешественника — Вячеслав Еремеев и Михаил Бархатов. В прошлом году они организовали и провели мотопробег «Вечный огонь памяти», посвящённый 70-летию Победы. Вячеслав уже три года проводит ралли-пробег — 10 тыс. км за 10 дней из Мурманска во Владивосток. Михаил был одним из организаторов и участников пробега, посвящённого 175-летию со дня рождения Пржевальского. То есть участники экспедиции — это люди, которым не сидится на месте.

В течение экспедиции вы планируете вести фото-, видеосъёмку, онлайн-дневник путешествия? Я знаю, что у вас есть идея снять документальный фильм.

Да, идея такая есть. В первую очередь мы хотим отснять максимальное количество фото- и видеоматериала, чтобы показать людям, какие есть дороги, достопримечательности, какая она — северная природа. Очень хочется снять хорошее документальное кино. Одновременно мы договариваемся с журналистами. Пока нашим проектом заинтересовался канал «Авто Плюс» — ребята хотят сделать цикл передач об экспедиции. Также нас будут освещать различные печатные издания.

Сейчас в разработке находится наш сайт, на котором мы планируем вести дневник экспедиции, на нём также обязательно будет трекер, по которому можно будет в режиме реального времени отслеживать наш маршрут. Мы постараемся максимально освещать нашу экспедицию, потому что в конце концов мы хотим привлечь внимание людей, рассказать им об этих регионах нашей страны, рассказать о туристических возможностях севера страны.

Вы говорите, что необходимо развивать туристические маршруты. Вы не думаете, что такое развитие может сильно повлиять на жизнь коренного населения?

На мой взгляд, развитие туризма может оказать только положительное влияние. Безусловно, при создании туристических маршрутов нужно придерживаться определённых правил. Надо понимать, что, приезжая в чужой дом, всё-таки не надо туда нести свой устав. Надо принимать и уважать чужие традиции и культуру.

В любом случае от цивилизации никуда не деться, и те же оленеводы уже ездят на снегоходах, пользуются электричеством, смотрят телевизор и так далее. Это нормально. Но развитие туризма в северных регионах даст возможность коренному населению рассказать о своей жизни, традициях, обычаях.