Александр Петриченко: Экспедиция «Неизвестный Ямал» нужна, чтобы постоянно открывать что-то новое

15 июля закончилась экспедиция «Неизвестный Ямал – 2016» – пройдено около 1,8 тыс. км по рекам ЯНАО. В интервью Arctic.ru руководитель экспедиции Александр Петриченко рассказал о пройденном маршруте, о посещении «мёртвой дороги» и встрече с художником-байкером в глухой тайге.

Александр Анатольевич, какие цели ставили перед собой участники экспедиции?

Если кратко, во-первых, это прохождение Чёртовых озёр — это очень труднодоступное место, около 90 км дороги. Во-вторых, планировали выйти на Верхне-Тазовский заповедник. Потом нужно было посетить Красноселькуп, 503-ю стройку (знаменитая «мёртвая дорога», или «сталинская дорога») и городище Мангазею. Это ключевые точки. Также планировалось посетить знаменитое стойбище Надо-Мара.

Сколько продолжалась экспедиция и каким составом вы отправились в путешествие?

Больше двух недель, с 30 июня до 15 июля. У нас был катер «Казанка» и две ПВХ-лодки, в каждом судне по двое человек, всего получается шестеро.

Удалось ли пройти по всему маршруту? Случались ли непредвиденные ситуации?

В основном да, всё, что было запланировано, мы сделали. Трудности, конечно, были, потому что маршрут протяжённостью почти 2 тыс. км пролегал по диким местам. Когда мы планировали этот поход, то заранее предусмотрели, к кому обращаться на остановках и в посёлках, наладили контакты с людьми, которые могли бы помочь чем-либо.

Расскажите о вашем маршруте.

Начальной точкой стал Новый Уренгой. Оттуда на машинах нам нужно было попасть в район Чёртовых озёр у посёлка Пурпе, далее — более 100 км по промыслам. Тут мы столкнулись с первыми проблемами, ведь промыслы — это закрытая территория, поэтому пришлось договариваться о пропусках для машин и людей. Но руководство этих предприятий оказалось понимающим, поэтому вопросы решили довольно быстро. А дальше… Можете себе представить поездку в 500 км на бортовом «КамАЗе», если в кабине четыре человека? Тем более дороги, конечно, не автобаны, а убитые бетонки. Ехали около 15 часов, потому что везде встречали КПП, да и дорога путанная. Вот это и была первая сложность.

Говорят, в этих районах очень свирепые комары.

Комары… На это мы уже не обращаем внимания, это самая последняя сложность. Утром 1 июля мы были готовы к старту.

Согласно планам экспедиции, вы должны были посетить географический центр континентальной России. Расскажите, где он находится? Он как-либо отмечен?

Это центр континентальной России, который был рассчитан в 1906 году Дмитрием Менделеевым. Естественно, он был центром Российской империи, то есть с учётом всех территорий на то время. Где-то в 1960-х годах группа энтузиастов решила установить там памятный знак. Он находится в верховьях реки Таз, где-то между посёлками Толька и Ратта, посередине расположен посёлок Киккиакки. Если быть точнее, то он находится в 125 км вверх по течению от посёлка Толька.

Мы разделились на две группы. В одной были профессиональные фотографы, основной задачей которых было посетить Верхне-Тазовский заповедник. Они должны были провести там несколько дней, делая фото- и видеосъёмку. Руководство заповедника предоставляло нам жильё и проводников.

Наша группа на ПВХ-лодках решила не добираться до заповедника, потому что топлива не хватало, ведь мы не могли взять с собой много. А, знаете ли, в тайге просто так топлива не достанешь. Мы планировали дойти до центра России, а далее вниз по течению реки Таз добраться до Красноселькупа, 503-й стройки, Мангазеи и Надо-Мара. Хорошо, что мы связались с первой группой, которая предупредила, что обстановка на воде очень тяжёлая; они шли с проводниками и налетели на каменные перекаты, повредили винты, а это очень большая проблема. Поэтому мы решили не рисковать и не повторять маршрут и выдвинулись в посёлок Красноселькуп. Там мы посетили музей, прошли с экскурсией по посёлку, решили вопрос с топливом и выдвинулись дальше.

Вы также планировали добраться до 503-й стройки, которую ещё называют «мёртвой дорогой». Расскажите, что это за объект.

Да, из Краснсоселькупа мы отправились в посёлок Седельниково, где начинается 503-я стройка. В послевоенное время был проект строительства дороги от Салехарда до Игарки. Так вот, участок Салехард — Надым — это 501-я стройка, а от станции Пур до Игарки проходила 503-я стройка. В посёлке Седельниково лучше всего сохранились участки дороги, а также лагеря, там стоят два паровоза, вагоны. Мы находили рельсы 1875 года производства, демидовские рельсы. Мы исследовали это местечко.

Планировалось провести экологический мониторинг в государственном природном заповеднике «Верхне-Тазовский». Удалось ли экспедиции это сделать?

Я считаю, что удалось, потому что наши ребята, которые оказались не только фотографами, но и заядлыми рыбаками, проверяли наличие рыбы. Попадался даже таймень, которого они целовали и отпускали обратно. Также руководство заповедника попросило нас с квадрокоптера сделать съёмку одного участка реки, где образовался затор из брёвен. Такие заторы очень опасны, потому что при большом скоплении деревьев рыба не сможет проходить на нерест. Мы провели съёмку, что дало возможность руководству подобрать варианты разбора затора. Мы наблюдали лесные пожары и по спутниковому телефону сообщали администрации заповедника. Естественно, мы проводили осмотр берегов, брали пробы воды. Она чистая, потому что никаких производств поблизости нет.

С кем встречались во время этой экспедиции?

В посёлке Красноселькуп нас встречали представители РГО. Среди них был байкер, художник, скульптор, в общем, очень интересный человек Виталий Гнутиков. 29 июля состоится мотопробег с конечной точкой в посёлке Ямбурге. Он изготовил стелу, которую планировалось установить в посёлке Ямбурге, но была проблема с её доставкой — это непросто сделать в глухой тайге. И тут подвернулись мы. Было принято решение найти подходящую баржу, погрузить детали стелы и отправить. Мы должны были её встретить в конечной точке, в посёлке Газсале, а оттуда увезти на машине, чтобы переправить в Ямбург. Всё получилось чётко, как мы и рассчитывали. Сейчас стела в Новом Уренгое, на днях её переправят к месту установки, и к началу мотопробега она будет установлена.

А как часто проходят ваши экспедиции?

Я с 1998 года провожу такие экспедиции. В предыдущие годы исследовали южную часть Обской губы, доходили практически до Урала по Щучьей реке, побывали на островах Нижнеобского заповедника. Также мы проходили по Тазовской губе, выходили от Мангазеи на Енисей, на Нижнюю Тунгуску. Новый бренд называется «Неизвестный Ямал», каждый год мы планируем новые труднодоступные места Ямала, чтобы постоянно открывать что-то новое.