Ярослав Ефимов: С определённой долей вероятности мы можем сказать, в какое время айсберги будут откалываться от ледников

9 октября завершилась экспедиция «Кара-лето-2016», в ходе которой специалисты впервые буксировали айсберг и провели научные исследования. Arctic.ru узнал подробности экспедиции у главного специалиста отдела организации и проведения морских работ «Арктического научного центра» ПАО «НК “Роснефть”» Ярослава Ефимова.

Ярослав, сколько судов принимало участие в экспедиции?

В работе комплексной научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2016», организованной компанией «Роснефть» при участии специалистов Арктического научного центра, принимали участие два судна: научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» с базирующимся на нём вертолётом Ка-32 и ледокол «Капитан Драницын».

Согласно пресс-релизу по итогам экспедиции, в этом году впервые была проведена буксировка айсберга (свыше 1 млн тонн).

Специалисты компании впервые в России провели апробацию уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путём внешнего воздействия. Была успешно произведена буксировка айсберга массой свыше 1 млн тонн, что является не только первым опытом в Российской Арктике, но и значимым событием в мировой практике.

Какое судно совершало буксировку?

С помощью ледокола «Капитан Драницын» айсберги были отбуксированы с разворотом направления движения на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории. При этом специалистам удалось успешно провести операцию по одновременной буксировке двух айсбергов.

Как это было сделано технически? Кто-нибудь делал это ранее?

Аналогичные работы по буксировке айсбергов в Карском море ранее не выполнялись.

Процесс буксировки айсбергов состоял из двух этапов: — всестороннего изучения ледяного объекта (айсберга): установка на него радиомаяка, определение размеров, геометрия подводной и надводной частей, массы и т.д. Вместе с этим замерялись океанографические (скорость и направление течения, глубина моря) и метеорологические (температура воздуха, скорость и направление ветра) параметры. Данные работы выполнялись совместно с НЭС «Академик Трёшников».

Непосредственная буксировка осуществлялась ледоколом «Капитан Драницын» при помощи специально изготовленного каната (а в ряде случаев специальной сетки). С ледокола опускался плавучий якорь с прикреплённым к нему канатом, затем ледокол обходил айсберг и поднимал этот конец на борт. Далее ледокол начинал движение.

Как удалось измерить массу айсберга? Сколько продолжалась буксировка? Сколько айсбергов было сдвинуто?

Действительно, максимальная масса отбуксированного нами айсберга составляла более 1 млн тонн. Приблизительная оценка выполнялась исходя из геометрических характеристик айсберга. Максимальное время буксировки составило более четырёх часов.

Всего было проведено 18 экспериментов по буксировке, при этом несколько айсбергов были «сидящие» (т.е. контактирующие с морских дном).

Как в будущем будет использоваться этот опыт? И как делалось это раньше: кораблям необходимо было менять курс?

Очень важно отметить, что данные работы являются финальной стадией подготовки к созданию корпоративной системы управления ледовой обстановкой. Полученный опыт является бесценным и будет положен в основу данной системы. С 2012 года компанией собрана вся необходимая информация (метеорологическая, океанографическая, ледовая) для обеспечения системы ледовой защиты при поисково-разведочном бурении в Карском море. Также это позволит обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе.

Заявлено, что «Академик Трёшников» во время экспедиции выполнял роль плавучей лаборатории. Какие исследования проводились? Сколько человек было задействовано?

На НЭС «Академик Трёшников» было задействовано более 30 человек. Выполнялись комплексные ледовые наблюдения, гидрографические работы, работы по анализу спутниковой информации.

Заявлено, что произведённая радиолокационная съёмка и аэрофотосъёмка продуцирующих ледников позволит определить характеристики айсбергов и выявить зоны их интенсивного образования. Можете рассказать о продуцирующих ледниках, что это значит? В каком состоянии они находятся по сравнению с прошлыми измерениями?

Проведённые работы по радиолокационной съёмке ледников позволяют определять максимальный размер айсбергов, которые могут отколоться от этих ледников. Также на основе полученных результатов выполняется прогнозирование их образования. Т.е. с определённой долей вероятности мы можем сказать, в какое время (относительное) айсберги каких размеров будут откалываться от изученных нами ледников.

Эти работы были выполнены впервые, а полученные данные являются уникальными — нами изучены все открытые ледники Российской Арктики.

В пресс-релизе говорится, что в области гидрологии учёные с помощью считывания данных с 13 притопленных автономных буйковых станций получили уникальные результаты измерения волнения моря в течение года, а также данные об осадках ледяных образований и течениях. Расскажите, пожалуйста, о результатах?

Обработка данных, полученных с притопленных автономных буйковых станций, даёт представление о гидрологии исследуемых акваторий — скоростях и направлениях течений, распределении температуры водных толщ, а также о подводной части проходящих на поверхности ледовых образованиях.