Новый год на дрейфующей льдине

Научно-исследовательские станции «Северный полюс» на дрейфующих льдах в Северном Ледовитом океане работают, как правило, на протяжении нескольких месяцев. И зачастую участникам экспедиции приходится встречать Новый год посреди океана, вдали от дома и семьи. Об особенностях встречи Нового года на льдине, праздничном меню и подарках – в материале Arctic.ru.

Новый год и на Северном полюсе Новый год. Наверное, так думали Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов, участники первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс — 1», 31 декабря 1937 года. Суровые северные условия не помешали полярникам встретить приход нового, 1938 года. Праздник, конечно, получился аскетичным — на льдине посреди океана не до роскошеств, но даже новогодний стол, хоть и без деликатесов и шампанского, на станции был.

«Новый год встречаем сильным южным ветром и пургой. В 12 часов 15 минут передал, как обычно, метео на о. Рудольф и обменялся новогодними приветствиями. После этого сели за новогодний стол, вернее — бидон. По случаю праздника испечены знакомые, тяжелые, как свинец, лепёшки на соде. Приправляем их паюсной икрой. Ничего, есть можно. Вторым блюдом — картофельное пюре с сосисками и кофе с остатками торта», — пишет радист Кренкель в свой книге о первой дрейфующей станции «Четыре товарища».

Новый год на дрейфующей льдине
© RIA Novosti Виктор Темин. "Новый год на дрейфующей льдине"

В последующих экспедициях на дрейфующем льду Новый год праздновался уже более традиционно. На станции «Северный полюс — 3» была даже ёлка и новогодние подарки — их доставили самолётом 30 декабря 1954 года. «Новый год мы встретили весело, в относительно спокойных условиях, хотя температура воздуха была ниже —40° и мела метель. Посередине уютной кают-компании стояла ёлка, украшенная разноцветными электрическими лампочками», — пишет океанолог, географ, начальник экспедиции «СП-3» Алексей Трёшников в своем дневнике.

Помимо ёлки для праздничной атмосферы на станцию было доставлено и самое настоящее пианино. Музыкальный инструмент, подарок полярников с мыса Челюскин, был также доставлен на станцию самолётом и размещён в снежном домике.

Одними из лучших подарков для полярников, месяцами работающих вдали от семьи, были письма из дома, которые регулярно доставлялись на льдину самолётом. И, конечно, в преддверии семейного праздника Нового года полярники особенно ждали почту, поэтому лётчики старались доставить её в срок во что бы то ни стало. В 1960 году погода накануне праздника была неважная — над станцией повис туман. Однако лётчик Илья Мазурук решил рискнуть и, несмотря на опасность ухудшения погоды, доставить на станцию почту и новогодние подарки.

«Самолёт пролетел больше половины пути. Надо было срочно решать, возвращать его или нет. А вдруг к моменту посадки туман ещё не станет очень плотным и машину можно будет посадить? Ведь командиром корабля был Илья Павлович Мазурук. Уж он-то использует малейшую возможность, чтобы доставить полярникам новогодние подарки!» — пишет начальник станции «Северный полюс — 8» (3 апреля 1960 года — 15 апреля 1961 года) океанолог Николай Блинов.

Ожидая самолёт, полярники тоже не сидели сложа руки. Было решено в дополнение к лампочкам электрического старта на аэродроме зажечь костры, которые в тумане видны лучше. Вёдра, металлическая тара из-под продуктов, тряпки, смоченные топливом — всё пошло в дело, чтобы организовать для самолёта маячки в тумане.

Новый год на дрейфующей льдине
© РИА Новости. С. Преображенский. "Новый год на дрейфующей льдине"

«Утопая в снегу, отворачивая лица от ветра, не просто морозного, а какого-то влажного, пробирающего до костей, с ведрами в руках, банками на волокуше и радиостанцией за плечами в темноту полярной ночи и туман вышли шесть человек. Им нужно было как можно скорее отойти от конца аэродрома на 1,5 км, зажигая по пути костры. Даже по ровному льду на морозе пройти это расстояние непросто, а тут торосы, глубокий снег, темень. Как только начинал исчезать в тумане предыдущий костёр, зажигали новый и шли дальше. Так прошли примерно 1,5 км. Позади через каждые 300-400 шагов горел костёр. Получилась прямая линия из горящих костров, указывающая направление на аэродром», — вспоминает Блинов.

Благодаря кострам самолёту, хоть и с третьего захода, но всё-таки удаётся сесть на льдину и передать полярникам долгожданные вести из дома. Надо отметить, что письма полярники получали не только от  близких, но от совсем не знакомых людей — так велик был интерес к покорителям Севера в те времена. «Писем очень много, сотни. Полные тёплого участия, добрых пожеланий и приветов, они пришли к нам со всех концов страны от знакомых и незнакомых друзей. Наиболее трогательны, конечно, письма от ребят, страстных поклонников всего нового, необычного, романтического… На многих конвертах незнакомые марки, адреса написаны на чужих языках. Но и в них тёплые слова привета от хороших простых людей. Мы всегда ощущали заботу и внимание многочисленных друзей, и это было лучшей поддержкой на протяжении года борьбы с силами полярной стихии», — пишет начальник станции «Северный полюс — 9» (1960-1961 годы) океанолог Владимир Шамонтьев.

А как же работа? Полярники не могли позволить себе забыть о делах даже в Новый год — арктическая природа не прощает беззаботного отношения. В праздничный день на посту всегда оставался дежурный. Остальной коллектив станции всё время находился в состоянии готовности выйти на борьбу со льдом, океаном и пургой, и после краткой передышки вернуться к работе — наблюдения над природой необходимо вести непрерывно.