На круглом столе обсудили будущее Севморпути

Будущее Северного морского пути обсудили на круглом столе, прошедшем 17 июня в международном информационном агентстве «Россия сегодня». Участники мероприятия говорили о возрождении Северного морского пути, реконструкции заброшенных советских портов и аэропортов, а также о сохранении флоры и фауны Арктики.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук отметил, что Арктика — это 20% территории России, и, несмотря на то что на этой территории живёт всего 1% населения, Россия — это арктическая страна.

«В советское время уделялось огромное влияние развитию Арктики, и сейчас мы фактически восстанавливаем то, что делалось предыдущими поколениями. Хотя работа сложная, потому что четверть века — это большой срок. Сейчас многое можно делать с меньшими трудностями и меньшими затратами благодаря развитию технологий», — подчеркнул он.

По словам Михаила Слипенчука, сейчас в России существует четыре атомных ледокола, однако действуют всего два. «Необходима национализация портовой системы, реконструкция аэропортов, строительство флота», — добавил он.

В свою очередь заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов отметил, что развитие Северного морского пути сейчас происходит «не на пустом месте».

«В советское время существовал мощный ледокольный арктический флот, действовали морские порты. Но, к сожалению, государство на какое-то время утратило внимание к этому региону, что, несомненно, имело негативные последствия. Если раньше перевозили до 8 млн т различных грузов в год, в том числе нефтепродуктов, сейчас объёмы упали в разы. Но задача уже поставлена, есть планы и в отношении освоения арктического шельфа», — сообщил он, добавив, что к разработке арктических месторождений необходимо применять комплексный подход.

Александр Акимов отметил важность решения проблемы кадров в арктической части России. «Там развито сельское хозяйство, оленеводство и рыболовство, но где брать кадры для задач развития морского пути — это отдельный сложный вопрос», — сказал он.

Заместитель директора Института географии РАН, член президиума учёного совета Русского географического общества Аркадий Тишков также обратил внимание на проблему населённости Арктики. Он отметил, что без постоянно проживающих там людей будет сложно реализовывать крупные промышленные проекты.

Аркадий Тишков добавил, что одним из вариантов решения этой проблемы может быть создание новой системы жизнеобеспечения — городов под куполом с искусственным климатом. Их, по его мнению, должно быть не менее 12.

Говоря о Северном морском пути, Аркадий Тишков подчеркнул, что он может стать брендом России.

«Мы должны понять, что это исторически наш транспортный путь, к которому надо возвращаться. Не просто возвращаться в Арктику, а к Северному морскому пути. Освоение его происходит на фоне нескольких процессов, прежде всего на фоне геополитического интереса. Второе — выход России в лидеры по добыче арктической нефти и газа в мире. И, наконец, потепление климата, которое играет нам на руку», — сказал он. Стоит отметить, что изменение климата способствует таянию льдов в океане, что в свою очередь облегчает передвижение судов по Севморпути.

«Арктика — это место для взаимовыгодного международного сотрудничества. Только сейчас там реализуется более 200 проектов, большинство которых — экологические. Первый и самый важный момент в том, что необходимо завершить научные исследования в рамках Северного морского пути», — отметил он. Кроме того, Аркадий Тишков считает, что в Арктике нужен экспедиционный флот.