Минтранс: железные дороги и аэропорты в Арктике должны быть эффективны

Транспортная стратегия России до 2030 года вновь будет изменена. Основные коррективы будут касаться арктической зоны. Об этом сообщил Виталий Клюев, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта России в ходе III Международной конференции «Арктика-2018».

«Минтранс приступил к модификации существующей транспортной стратегии с учётом новых реалий и потребностей в Арктике. Мы выбираем комплексный подход к арктической транспортной сети, потому как взаимодействие разных видов транспорта позволит оптимально и более эффективно использовать ресурсы», — сказал Виталий Клюев.

Напомним, последние изменения в транспортную стратегию Российской Федерации были внесены в 2014 году. Сам документ был утверждён ещё в 2008 году.

Представитель Минтранса отметил, что разговоры о масштабном строительстве железных дорог и аэродромов на Севере не имеют под собой оснований. «Всегда должна быть экономическая эффективность. Деньги, которые вложены в строительство железной дороги, должны в конце концов вернуться. Я не говорю, что это должно произойти завтра, но сперва нужно понять, а надо ли нам это. Такой здравый подход начинает преобладать в разработке инфраструктурных проектов в Арктике», — отметил Виталий Клюев.

Особенностью Арктики, помимо низких температур и неразвитости инфраструктуры, являются и политические, международные аспекты, касающиеся морского транспорта и морских перевозок. Углеводороды в первую очередь уходят к иностранным потребителям, проекты в Российской Арктике привлекают иностранные инвестиции и технологии, по Северному морскому пути (СМП) ходят суда под иностранными флагами.

«Акватория в Арктике попадает под действие международного законодательства о морских пространствах, а значит, необходимо оговаривать юрисдикцию, права и обязанности, суверенитет стран региона», — добавил Виталий Клюев.

Отметил представитель Министерства транспорта и коллизии Полярного кодекса, которые используются иностранными игроками в стремлении ограничить судоходство в российской части Арктики. Многие из них продвигаются под эгидой борьбы за экологию, например попытка запретить прохождение по СМП судов, использующих тяжёлые сорта топлива, а также перевозку тяжёлых сортов нефти. «Это означает, что почти все объёмы нефти, которые транспортируются нами сейчас по СМП, не будут перевозиться, — сформулировал последствия реализации этой идеи Виталий Клюев. — На какое-то время перестанет осуществляться северный завоз, который обеспечивают суда на тяжёлом топливе. А с переходом на дизельное или другое более лёгкое топливо стоимость завоза увеличится в разы. Мы не против экологии и решаем эту проблему, но не можем сделать это в одночасье».

Освоение Арктики ставит перед Россией амбициозные задачи. В 2017 году по СМП было перевезено около 10,7 млн т грузов, к 2030 году эта цифра может вырасти до 80 млн т, а к 2050 году — до 100 млн т. По словам Клюева, это громкий вызов для развития судоходства страны, обеспечения работы прибрежной, портовой, мониторинговой и коммуникационной инфраструктуры в Арктике.

Источник: https://regnum.ru/news/2382649.html