Новости

Экипаж Ил-38 Северного флота повторил маршрут первого в истории арктического полёта

Экипаж противолодочного самолёта Ил-38 Северного флота повторил маршрут первого в истории полёта в Арктике, который 105 лет назад совершил лётчик-полярник Ян Нагурский, сообщили в среду в пресс-службе СФ.

«Экипаж противолодочного самолёта Ил-38 авиабазы объединения ВВС и ПВО Северного флота под командованием подполковника Антона Старостина повторил исторические маршруты первых арктических полётов полярного лётчика Яна Нагурского, совершённых им 105 лет назад», — говорится в сообщении.

Полёт проходил на малых высотах над островами архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, а также акваториями Баренцева и Карского морей. Общая протяжённость маршрута составила более 4 тыс. км, а длительность полёта — около 8 ч.

«Самолёт взлетел рано утром с аэродрома Североморск-1, прошёл на высоте более 6000 м до восточного побережья острова Южный Новой Земли, снизился до 400 м и в районе пролива Маточкин Шар перелетел к западному берегу острова Северный Новой Земли до мыса Сухой Нос», — рассказали в пресс-службе Северного флота.

Затем экипаж Ил-38 в диапазоне высот от 100 до 400 м на малой скорости, имитирующей первый полёт над Арктикой Яна Нагурского на биплане «Фарман МФ-11», прошёл по маршруту полуостров Адмиралтейства — остров Панкратова — мыс Желания острова Северный архипелага Новая Земля и совершил перелёт к островам архипелага Земля Франца-Иосифа.

На самом северном архипелаге России североморцы пролетели по пути потерянной экспедиции Георгия Седова, поиском которой занимался Нагурский. Помимо непосредственной постановки исторического лётного эксперимента экипаж Ил-38 провёл разведку ледовой обстановки, а также экологический мониторинг, осмотрел места стоянок арктических экспедиций.

К 1914 году три российские экспедиции в Арктику — Русанова, Брусилова и Седова — считались пропавшими без вести. По инициативе Русского географического общества 18 января 1914 года совет министров Российской империи дал указание морскому министерству организовать их поиски. Эта задача была возложена на поручика Яна Нагурского.

Лётчик, ранее никогда не бывавший в Арктике, проконсультировался с легендарным норвежским путешественником-полярником Руалем Амундсеном и решил выбрать для полёта французский биплан «Фарман МФ-11». Впервые Нагурский взлетел 21 августа 1914 года — первый в истории человечества арктический полёт на расстояние 450 км длился 4 ч 20 мин. Всего Нагурским было совершено пять продолжительных разведывательных полётов вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа.

Несмотря на то что лётчик не смог найти следы пропавших экспедиций, он внёс важные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставить сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения, то есть впервые выполнил ледовую разведку.