Константин Зайков: «Арктический плавучий университет» – уникальный проект САФУ
Что собой представляет экспедиция «Плавучий университет»?
«Арктический плавучий университет» — уникальный проект САФУ (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова), который включает интеграцию образовательного и научно-исследовательского процессов нескольких крупных структур: САФУ, Росгидромета, Русского географического общества и других. В рамках экспедиции можно получить много ценнейшей информации об Арктике, расширить кругозор участвующих в ней студентов, научить их проведению полевых работ по их специальности. Важна также и мировоззренческая, воспитательная функция: только побывав в Арктике, увидев собственными глазами её холодную красоту, можно понять, почему эти вроде бы далёкие и неприветливые воды и земли так важны для страны и так манят тех, кто там уже бывал.
Кто в этом году принял участие в экспедиции? Как проходил отбор участников для экспедиции? Много ли было желающих?
В экспедиции приняли участие 58 человек из разных городов России и восьми иностранных государств. Это студенты самых разных специальностей, магистранты и аспиранты, преподаватели, исследователи, журналисты. Отбор участников проходил по критериям соответствия научной программе экспедиции, физического здоровья, академической успеваемости. Кроме того, помимо желания участвовать в работе полевых групп очень важно наличие самостоятельной исследовательской работы.
Каков был маршрут экспедиции в этом году?
Здесь надо иметь в виду, что фактический маршрут из-за погодных условий отличался от запланированного. В итоге он получился таким: Архангельск — Соловецкие острова — мыс Белый Нос — посёлок Варнек (остров Вайгач) — залив Русская Гавань (архипелаг Новая Земля) — мыс Желания (архипелаг Новая Земля) — остров Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — остров Нортбрук (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — Малые Кармакулы (архипелаг Новая Земля; надо было высадить двух членов экспедиции для продолжения работы там) — остров Сосновец — Архангельск.
Есть ли какой-то распорядок дня на борту судна? Чем занимались участники экспедиции на судне?
Распорядок есть. Неизменные вехи: завтрак с 8.00 до 9.00, обед с 12.00 до 13.00, ужин с 19.00 до 20.00. Иногда, впрочем, из-за высадок время приёма пищи менялось. С 10.00 до 12.00, с 13.00 до 16.00 — лекционные занятия, с 16.00 до 19.00 — работа учащихся в группах. После ужина бывали культурно-массовые мероприятия (интересные презентации и фильмы, вечера творчества, интеллектуальные игры).
Участники экспедиции бо́льшую часть времени занимались научными исследованиями в рамках своего научного направления: сбор данных, их анализ и интерпретация и так далее. Лекционные занятия были обязательными для всех студентов и аспирантов независимо от тематики, это позволяло расширить кругозор учащихся, дать им междисциплинарное знание об Арктике.
Были ли форс-мажорные ситуации? С какими сложностями пришлось столкнуться?
Наиболее заметной сложностью были погодные условия. Волнение сделало невозможным высадку на острове Колгуев, усложняющиеся ледовые условия заставили сменить маршрут экспедиции и пойти к Земле Франца-Иосифа раньше, чем планировали. Но даже это не позволило высадиться на острове Хейса: льды перекрыли путь судну. Тем не менее научную программу экспедиции удалось выполнить. Упомянутое волнение, кстати, многие участники экспедиции переносили тяжело — особенно те, кто впервые надолго вышел в море. Три шторма за один рейс — такого ещё не было. Форс-мажором можно считать и появление медведя неподалёку от участников рейса в ходе одной из высадок. Едва заметив его буквально в паре сотен метров от одной из групп, тут же в целях безопасности завершили высадку и вернулись на судно.
Что больше всего запомнилось?
Горы архипелага Земля Франца-Иосифа. Они просто завораживают и оставляют неизгладимые впечатления.
Чем этот рейс отличался от предыдущих?
Прежде всего это увеличившееся международное участие. В 2014 году в экспедиции было четыре иностранных гражданина. В этом году иностранцев было восемь: из Бразилии, Германии, Дании, Исландии, Испании, США, а также двое выходцев из России, постоянно живущих в Канаде и Финляндии. Существенно расширена программа наземных прибрежных исследований, представляющих собой единый комплекс. В ходе рейса впервые проводились масштабные медико-биологические исследования среди участников экспедиции и экипажа судна, а также социологические исследования местных жителей по маршруту следования экспедиции.
Какие научные исследования проводились в рамках экспедиции?
Список всех исследований занял бы пару страниц, поэтому приведу список работавших научно-исследовательских блоков: гидрометеорологический, экологический, биогеохимический, медико-биологический, геоинформационный, картографо-геодезический, историко-культурный и социологический, биологический, биоресурсный. Таким образом, изучались климат Арктики, её флора и фауна, почва, состояние окружающей среды, адаптация человека к пребыванию в высоких широтах, жизненные ценности местного населения и так далее.
Удалось сделать интересные открытия?
Да. Важную информацию о птицах и ареалах их обитания собрали, в частности, орнитологи. Почвоведы подошли к новому пониманию природной зональности Арктики, а также, вероятно, впервые в истории нашли эндолитные сообщества в Арктике (мыс Желания, Новая Земля). В любом случае многие данные ещё требуют продолжительной обработки, окончательные выводы пока рано делать.
Данные, собранные в ходе экспедиции, будут оформлены в виде научных работ или переданы соответствующим ведомствам, например Росгидромету?
По итогам исследований, проведённых в ходе рейса, планируется публикация общего отчёта экспедиции. То есть отчёты каждого научно-исследовательского блока будут сведены в один сборник. Его публикация запланирована на конец октября 2015 года. Он будет электронным и доступным для всех желающих.
Экспедиция «Плавучий университет» прошла уже в седьмой раз. С чем вы связываете такой её успех? Отправится ли она в рейс в следующем году?
Секрет успеха прост. В рамках одного сравнительного короткого рейса (около трёх недель) удаётся собрать огромное количество ценных данных из самых разных научных сфер — от ботаники до геологии и гидрометеорологии. Учащиеся практикуются выполнять полевые работы, расширяют свой кругозор. То есть каждый рейс приносит огромную пользу как научным исследованиям, проводимым в САФУ, так и образовательному процессу университета. Мы приложим все усилия, чтобы в 2016 году экспедиция тоже состоялась.