Александр Орлов: Забота об экологии в Арктике выходит на первый план

Каждый год Российское географическое общество организовывает большое количество интереснейших экспедиций. Этот год не стал исключением. О том, как проходила работа на дрейфующей станции «Северный полюс – 2015», почему так важно заботиться об экологической обстановке в Арктике, а также о планах на будущий год порталу arctic.ru рассказал руководитель Экспедиционного центра РГО, вице-президент Ассоциации полярников России Александр Орлов.

В этом году состоялась экспедиция «Северный полюс — 2015». Расскажите про эту экспедицию, как она прошла, какие результаты удалось получить?

Экспедиция 2015 года — сезонная. Она была рассчитана на три месяца, но фактически она продрейфовала четыре месяца. Были предпосылки того, чтобы продлить экспедицию до полугода, но мы не смогли договориться с Институтом Арктики и Антарктики. Возникла проблема с «наличием» учёных. Они были задействованы в других программах, нам учёных просто, скажем так, не хватило.

Каковы результаты экспедиции? Этот вопрос надо задавать учёным. Единственное, что я могу отметить, впервые киты были замечены аж на 88-м градусе. Это документально зафиксировали биологи. Также в этой экспедиции было определено, что воды из Тихого океана попадают в воды Атлантического океана. Но об этом лучше расскажут учёные, потому что я, скажем так, отвечаю только за технику и безопасность в экспедиции.

Александр Валентинович, расскажите тогда про безопасность. Всё прошло в штатном режиме?

Безопасность была обеспечена на все 100%. Всё прошло штатно, не было никаких происшествий, даже предпосылок к форс-мажорным ситуациям не было. Есть хорошая пословица: «Подвиг готовится дома и заранее». Другими словами, мы хорошо подготовились и всё отработали в штатном режиме. Эвакуация членов экспедиции со станции также прошла без происшествий.

Какие ещё значимые экспедиции прошли в этом году?

В этом году проходила очень интересная экспедиция на остров Шумшу, там, собственно, закончилась Вторая мировая война. Последние бои шли именно здесь.

Также закончилась экспедиция Василия Елагина (Морская ледовая автомобильная экспедиция) на «Емелях». Это тоже грандиознейшая экспедиция — ребята прошли из России через Северный полюс в Канаду, а из Канады в Америку, оттуда через Берингов пролив вернулись в Россию и спустились по Енисею в Дудинку. Сумасшедшая экспедиция. Во-первых, она невероятно интересная, а во-вторых, она принесла очень много познаний для техники, для развития российской техники, автомобилестроения. Я эту экспедицию расцениваю как уникальную, каким, например, было погружение двух «Миров» на Северный полюс.

Насколько осложняет проведение экспедиций изменение климата в Арктике? Многие учёные утверждают, что лёд стремительно тает.

Это очень спорный вопрос. Я, к примеру, не вижу, что льды тают. Я думаю, что в этом процессе есть цикличность: несколько лет назад льды уменьшались, потом в течение 2013-2014 годов они восстанавливались. То, что климат изменился, — это да. Но сказать, что льды растают, например, в течение нескольких лет, нельзя, я бы от этого воздержался.

Я считаю, очень правильно, что и правительство, и президент приняли решение о строительстве большого количества ледокольного флота. Я так думаю, что они не верят в это — что льдов не будет и ледоколы строить не надо. То есть они идут именно по тому пути, который нам, полярникам, очень нравится. Если свыше предписано, что в Арктике быть льдам, значит, они должны быть.

В этом году в Арктике продолжилась уборка. Насколько успешно она проходит?

Работа продолжается. Сейчас есть вопрос по следующему году, потому что экономическая ситуация не совсем простая. Говоря про объёмы работ — каждый год 8,5 тыс. т мусора оттуда вывозят.

Сейчас военные стали тоже проявлять активность. То есть не только они вывозят то, что завозят, но понемножку-понемножечку стараются вывозить и старый мусор, железо и так далее. Это не быстрый процесс, но он идёт.

Сейчас все структуры, которые работают в Арктике, уже затачивают свою работу именно под экологию, то есть это становится краеугольным камнем в любых делах. Экология выходит на первые роли.

Кстати, о дрейфующей станции «Северный полюс — 2015». Как начальник экспедиции я очень рисковал — перед эвакуацией мы шли до льдины пять дней на ледоколе. Я мог бы дать команду — и члены экспедиции, находящиеся на дрейфующей станции, всё бы упаковали. Нам осталось бы только прилететь, собрать груз и покинуть станцию. Я же принял решение не разбирать станцию. То есть 14 журналистов, которые были на борту со мной, увидели всё своими глазами. Мы пришли, попали на станцию, когда она ещё работала. Никто ничего не упаковывал, то есть всё было в рабочем состоянии. В течение двух суток мы полностью разобрали дрейфующую станцию и оставили льдину в идеальном состоянии, в таком, как мы её получили. Журналисты это всё засняли.

Как было, как стало — всё отображено на видео, на фото и так далее. Я очень доволен этим, и ребята-журналисты получили уникальную возможность посмотреть на работу станции.

Есть ли уже план по экспедициям на следующий год?

Намётки есть, но они ещё не утверждены президентом РГО. Большая задумка — это экспедиция на остров Жохова, раскопки древнейшей стоянки человека (8 тыс. лет) в Арктике. Севернее уже земли там просто нет. На этом острове была стоянка охотников, и мы хотим её начать раскапывать.

Кроме того, мы хотим оставить как экспозицию несколько домиков полярников на острове Жохова, чтобы это осталось потомкам.

Помимо всего прочего, у каждого отделения РГО есть свои задумки. Например, у казанского отделения планируется экспедиция по погружению на Северном полюсе: они пойдут на рекорд — 120 метров. Рекорд, кстати, планируется установить полностью на российском оборудовании.