Николай Находкин об экспедиции «Полюс холода соединяет океаны»: Это настоящий туризм, а не в Турцию съездить

В начале июля стартует продолжительная и сложная экспедиция РГО «Полюс холода соединяет океаны». Учёные и спасатели пройдут чуть менее 3 тыс. км по рекам из Охотского моря в Северный Ледовитый океан. О том, что встретят в дороге путешественники, чем интересна встреча с членами племени индигирцев и зачем это может быть нужно туристам, Arctic.ru узнал у руководителя экспедиции Николая Находкина.

Николай Александрович, когда начинается экспедиция и когда планируется её закончить?

Экспедиция начинается 6 июля из посёлка Охотск на побережье Охотского моря, а завершить планируем 8 августа у посёлка Русское Устье на побережье Северного Ледовитого океана. Но всё будет зависеть от конкретной погоды и уровня воды. Во главе угла будет обеспечение безопасности, и мы не будем стремиться перевыполнить план или «кровь из носа» вписываться в график. В случае обильных дождей некоторые участки реки непроходимы, придётся действовать максимально аккуратно. Похоже, лето будет дождливым.

Каков точный маршрут?

Маршрут будет пролегать по реке Охота — реке Делькю-Охотская, затем река Делькю-Куйдусунская — река Куйдусун — Индигирка — Северный Ледовитый океан.

Почему экспедиция называется «Полюс холода соединяет океаны»?

Маршрут пролегает через посёлок Оймякон (Томтор), где зафиксирована самая низкая температура на Земле, там постоянно живут люди. Уникальное место, где даже домашние животные приспособились к экстремальным холодам. Якутские лошади пасутся круглый год на улице. Там даже есть жеребёнок, который родился на снегу в январе при температуре —57 градусов.

Участники планируют установить знак РГО? Расскажите, какой это знак, где будет установлен?

Знак РГО будет установлен в точке бифуркации. Это, получается, единственное место на планете (как Эверест или Марианская впадина), когда одна река (Делькю), раздваиваясь на две протоки, втекает в два океана — Тихий и Ледовитый. Эта интереснейшая географическая точка находится в России на границе Якутии и Хабаровского края. Только через неё можно естественным пресноводным путём добраться на лодке из океана в океан. В мире есть точки бифуркации рек, например, Амазонки и Ориноко, но они впадают в Атлантический океан. Мы хотим, чтобы россияне любили свою Родину и знали, что в ней есть такие уникальные места.

Знак РГО будет в виде пирамидки со стрелками к океанам. Чтобы когда-нибудь путник остановился в раздумье: «направо пойдёшь — в Тихий океан попадёшь, налево пойдёшь — в Северный Ледовитый океан».

Кто принимает участие? Сколько человек? Какие профессии? 

В экспедиции принимают участие 11 профессиональных спасателей Службы спасения Республики Саха (Якутия) и 5 представителей РГО, Россоюзспаса, телеканала «Моя планета». Первоначально предполагалось, что будут учебно-тренировочные сборы спасателей Якутии на горной реке Индигирка. В Якутии более 700 тыс. рек, и спасателям нужно совершенствовать мастерство на горных реках, так как внутренний туризм быстро развивается. Но наши спасатели сплавлялись с точки бифуркации до Охотска и Индигирки. Поэтому решили объединить и поучаствовать в конкурсе на грант РГО. И выиграли. Очень поддержал заместитель председателя Совета Федерации РФ, Герой России Юрий Леонидович Воробьёв и выразил готовность лично участвовать. Все спасатели являются членами Россоюзспаса и РГО, неоднократно участвовали в сложных поисково-спасательных работах на горных реках.  Большинство спасателей  в Службе спасения Якутии имеют высшее образование. У каждого спасателя не менее пяти специальностей. Я например, кандидат биологических наук, эколог, орнитолог. Среди нас есть гидрологи, географы, медики, профессиональные охотники-следопыты и так далее.

Правда ли, что вес личных вещей участников не должен превышать 10 кг? Что берут с собой путешественники?

Путешественники берут только самое необходимое. Будет минимум личных вещей, наверное, так и будет — около 10 кг, не считая научного оборудования, фото- видеоаппаратуры. Большая часть груза — топливо под моторы, так как расстояние между посёлками иногда более 1 тыс. км и не во всех есть заправки. Также оставляем места для научных проб.

Как они будут жить? Берут ли с собой палатки, электрогенераторы и так далее?

Для наших спасателей жизнь на природе не представляет сложности. Палатки и генераторы будут — для зарядки кино-, видеоаппаратуры.

Какой уровень опасности похода?

Достаточно высокий. Представьте, что поднимаетесь на гору 1,5 тыс. м вверх (на такой высоте находится точка бифуркации) по воде, которая несётся навстречу. Такого, наверное, ещё никто не делал. Ещё более опасен сплав при большой воде. В 2013 году в том районе при сплаве погиб чемпион Чехии по рафтингу Роман Мах. Участники экспедиции тогда организовывали поисковые работы.

Какую часть пути будут проходить на лодках, а какую по суше?

Всё время по воде. Таскать лодки придётся при встречах завалов из деревьев, мелководные участки. Информация об этих местах крайне скудная. Очень много зависит от конкретной погоды в это лето.

Есть информация, что по пути может произойти встреча с поселенцами-индигирцами в посёлке Русское Устье. Планируется ли остановка в их поселении?

Да, мы будем останавливаться в данном посёлке. Он интересен тем, что в нём сохранился русский говор времён Ивана Грозного. Настолько посёлок далеко и изолированно расположен в Арктике. 

В чём уникальность экспедиции?

В том, что впервые в мире будет осуществлён переход из одного океана в другой естественным водным путём, без прохождения Берингова пролива. Впервые будет официально отмечена точка бифуркации реки между двумя океанами. И эта точка находится в России. Уникальность экспедиции и в том, что мы будем использовать специальные лодки, сделанные в России, для горных рек, испытывать технологии выживания в экстремальных условиях. Например, повседневные костюмы, защищающие от дождя, ветра и снега, могут сохранять жизнь человека в ледяной воде более двух часов. Они при широком внедрении могут спасти много жизней на севере нашей страны. 

Что будут делать учёные в экспедиции? Как они будут собирать и перевозить с собой материал, если места в лодках так ограничены?

Интерес к экспедиции проявили многие научные институты — биологии, мерзлотоведения, археологии и других. Это действительно малоисследованный район. Проходя по сотне километров в день, трудно собрать качественную научную информацию, поэтому мы будем сочетать научные исследования, проводимые по маршруту, и радиальные работы. С учётом сложности прохождения на маршруте новичков не должно быть более трети, и будут сплавляться в основном спасатели. На радиальных маршрутах будут работать профессиональные учёные (гляциологи, орнитологи, зоологи, гидробиологи и т.д.), в случае необходимости — в сопровождении спасателей, альпинистов. Им надо работать неделю-месяц в одном районе, а экспедиция по единой и согласованной с ними методике будет в определённых местах собирать научные пробы на биохимию планктона, воды, осадков, ледников и т.д. Естественно, что орнитологические и биологические наблюдения и учёт можно проводить и с лодок. Даже поведение медведей представляет интерес, так как в начале маршрута лососевые реки, где много медведей, выше — места, где медведи не видели людей, потом пойдут промышленные участки, а дальше — где на медведей охотятся  и т.д. Поведение медведей может сильно различаться.

Учёные разных направлений встречались с участниками экспедиции, проводили консультации, рекомендации. Археологи уверены, что здесь проходили пути древних людей, которые когда-то заселили Северную Америку. Из-за того, что места малоосвоенные, могли остаться следы их культуры. Спасатели — люди, подготовленные для поисковых работ, у них глаза следопытов, поэтому если их научить, на что обращать внимание, показать им характерные признаки камней, обработанных древними людьми, или возможные места наскальных рисунков, то есть шансы, что могут найти. Кроме того, спасатели используют современную аппаратуру, например квадрокоптеры с высококачественной видеоаппаратурой, и могут исследовать каменные останцы быстро и качественно, по всей высоте. К примеру, нам не составит труда определить границы и сделать план-схему заброшенного городка Зашиверск, бывшей столицы Индигирского края. Это необходимо для внесения его в список исторических памятников. 

Интересно ли это будет туристам? Не слишком длинный и сложный маршрут, ведь с него нельзя просто так сойти?

Туристам в принципе будет очень интересно. Здесь всё естественно, правда, нет кафе и других атрибутов цивилизации, но очень много естественной, незаезженной дикой природы. Маршрут можно разделить и проходить раздельными частями. Например: по реке Охота — Охотск — точка бифуркации (подъём или спуск на лодках). Это река с великолепной рыбалкой — кета, горбуша, нерка и другая рыба. Как говорят местные, когда рыба идёт, можно по спинам перебежать речку.

Или сплав по Куйдусуну (там есть полевой аэропорт, где в годы войны садилось до 200 самолётов ленд-лиза, которые перегоняли из Америки). В данном районе до сих пор не найдены десятки самолётов, потерпевших аварии и совершивших вынужденные посадки. Здесь расположена уникальная в мире точка — Оймякон, полюс холода. Самый большой самородок золота, найденный на Индигирке, весит больше 9 кг. В прошлом году на Индигирке в вечной мерзлоте нашли детёнышей пещерного льва в отличной сохранности, как будто они погибли неделю назад. На озере Лабынкыр, предполагают, водится большое неизвестное животное. В низовьях Индигирки много останков мамонтовой фауны, там же находится уникальный заказник «Кыталык», где гнездятся редчайшие белые журавли. Можно много говорить об этом удивительном крае. Мы хотели бы показать и привлечь внимание к  удивительному потенциалу уникального региона нашей Родины. Это настоящий туризм, а не в Турцию съездить.

Весь маршрут можно разделить примерно по недельному пути между районными центрами, куда регулярно летают рейсовые самолёты.