Александр Гончаров: Мы на 95% уверены, что нашли «Северное сияние»

На днях завершилась экспедиция «Где “Темза” встречается с Енисеем», которая обнаружила два затонувших судна XIX века. На надувном катамаране двое исследователей в течение месяца сплавлялись по Енисею в надежде найти следы арктического судоходства прошлых веков. Arctic.ru расспросил об экспедиции одного из путешественников – Александра Гончарова, преподавателя Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ).

Александр, какова была цель экспедиции?

Вообще задача — поиск памятников полярного судоходства, связанных с Северным морским путём на Енисее в период XIX — начала XX века. То есть мы должны были только зафиксировать и провести первичное обследование памятников. Дальше археологическая работа, потому что по законодательству для работы с объектами старше ста лет необходимо получать разрешение, а для этого необходимо знать конкретное местоположение памятника.

Вы сразу планировали изучить оба затонувших корабля?

Изначально планировался один корабль, местоположение которого мы установили по архивным данным и старой лоции, — английская паровая шхуна «Темза» (Thames). Этот корабль в 1876 году пришёл на Енисей, капитаном был англичанин Джозеф Виггинс.

В том году состоялось ещё две экспедиции в этом регионе. Адольф Эрик Норденшельд на месяц раньше пришёл на Енисей. Вторая экспедиция — Давыда Шваненберга — попыталась пройти в обратном направлении, в Санкт-Петербург. Она была организована на деньги купца Михаила Сидорова.

Норденшельд смог дойти только до Яковлевой косы, зайдя в Енисейский залив. Он заявил, что река мелкая и по ней морские суда ходить не могут, и поплыл обратно. Однако Виггинс смог довести судно до реки Курейки (Один из притоков Енисея. — Прим. ред.) — достаточно большое расстояние. В устье этой реки оно зимовало.

Где сейчас находится судно? И как вы его нашли?

«Темза» лежит в устье реки Сальная Курья (Один из притоков Енисея. — Прим. ред.), недалеко от деревни Горошиха. Мы с помощью эхолота и обычного лота исследовали дно реки. Глубина почти во всех районах от 8 до 10 м, но ближе к устью реки повышается до 2 м. Мы предположили, что на этом месте и лежит судно, спустили туда камеру. Но вода очень илистая, поэтому камера сфокусироваться не смогла. Погода была тёплая, мы сами погрузились в ластах и масках — да, вот так примитивненько — и увидели судно. Видно лишь часть кормовой надстройки, а всё остальное занесено песком.

Трогать его по закону нельзя, поэтому мы сделали графические зарисовки, отметили GPS-точку. Есть вероятность, что его разграбили ещё в XIX веке, потому что история его затопления тоже необычная.

Что это за история?

Виггинс после зимовки пытался вернуться в Англию, однако под городом Игаркой (как он сейчас называется) сел на мель. После этого продал «Темзу» купцам из Енисейска. Те попытались стянуть судно, протащили до реки Сальная Курья, там пробили и окончательно затопили. «Осталось похоронено там навсегда», — сказал тогда енисейский историк Кытманов. Интересно, что «Темза» была обозначена на лоциях 1937 года, а больше нигде. Мы решили искать по этим данным и нашли.

А как вы нашли второй корабль, «Северное сияние»?

Вторая находка более неожиданная. Дело в том, что в планы экспедиции входила установка памятного креста на Бреховских островах в устье Енисея. Там предположительно зимовал экипаж шхуны «Северное сияние». Она в 1976 году вышла из Енисейска в Санкт-Петербург, гружёная графитом, деревом, пушниной и даже животными. Они поздно вышли — в сентябре, попали в шторма, у них разорвало паруса, сломало мачту. Мы покопались в источниках, сравнили современные карты и решили, что она должна лежать у Большого Бреховского острова. После его обследования нам стало понятно, что шхуны тут нет.

Поэтому мы только установили памятник с табличкой и отправились в путь. В протоке Малого Енисея попали в шторм и вынуждены были повернуть обратно. В воде во время отлива увидели деревянную конструкцию, напоминающую корпус судна. Оказалось, что это останки «Северного сияния», чего мы никак не ожидали, потому что шторм протащил корабль около трёх вёрст, попереворачивал, поломал его как следует.

Вы смогли полностью идентифицировать его?

Не совсем. Понимаете, вся фурнитура, листвяжное дерево и габариты подходят под описание, и находится оно на том самом месте, где и должно быть. И вообще судно сильно отличается от стандартных енисейских барок по форме, фурнитуре и конструкции. Я бы сказал, что с наиболее высокой степенью вероятности, процентов на 95, мы можем сказать, что это «Северное сияние».

А как можно доказать, что это именно оно?

Для этого нужно провести научные, археологические работы. Памятник отмечен на карте, может быть, удастся в будущем отправить группу археологов, чтобы точно подтвердить это. Мы провели только поверхностную идентификацию.

Какой научный интерес представляют эти суда?

Что касается английского парохода, то его нет. При достаточно большом финансировании его можно поднять и отреставрировать. А от нашего корабля осталась только листвяжная часть — шпангоуты, стрингера, часть палубы, мачты нет. Это яркий, по сути, единственный исторический пример судостроения в Сибири. Сейчас в Красноярске находится самое старое судно — теплоход «Красноярский рабочий» 1930 года, произведённый в Германии. А тут судно 1876 года, тем более местной постройки. По нему можно судить, как вообще выглядело судоходство на Енисее. Сейчас эта тема слабо изучена, особенно то, что касается технических характеристик судов.

Сколько может стоить экспедиция по поднятию «Северного сияния»? Каков порядок цифр?

В принципе после проведения археологических раскопок к кораблю может подойти плоскодонная баржа и поднять, это не дорого. Для восстановления понадобится приличное количество материала. 5-10 млн рублей, вряд ли это будет стоить больше. Если говорить про «Темзу», то я не могу представить, сколько там нужно откачать кубометров песка, чтобы поднять.

Известно, что капитан Джозеф Виггинс продал судно. Зачем он это сделал? Зачем кому-то понадобилось его покупать? И сколько оно могло стоить?

По-моему, оно стоило около 6 тыс. рублей золотом. Продал Виггинс (кстати, это был его личный корабль), потому что плыть на нём дальше не смог. По большому счёту местные судовладельцы не были заинтересованы в самом корабле, они забрали машину — паровой двигатель в 20 лошадиных сил, а судно оставили на зимовку. Потом сняли что можно было, и оно благополучно затонуло.

Александр, а что испытывает исследователь, который находит затонувший корабль?

Ничего он не испытывает… Неуверенность он испытывает. И страх. Потому что хочется поверить, что это правда, но в то же время боишься найти какую-нибудь деталь, которая явно скажет: ты ошибаешься, дорогой.

Насчёт «Темзы» неуверенности не было, мы сразу знали, что это она. Другого корабля там быть не могло, да и на Енисее таких не бывало.