В 2016 году исполняется 75 лет приходу в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш»

В августе 2016 года исполняется 75 лет со времени прихода в Архангельск союзного конвоя «Дервиш», который стал первым морским караваном, доставившим материально-техническую помощь СССР от союзников по антигитлеровской коалиции в ходе Второй мировой войны.

Через две недели после того, как Германия напала на СССР, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что сделает всё возможное, чтобы помочь Советскому Союзу. И уже 12 августа 1941 года из порта Ливерпуль вышел первый союзный конвой из шести транспортов (пяти грузовых пароходов и одного танкера вспомогательного флота). 31 августа 1941 года «Дервиш» без потерь прибыл в порт Архангельск. Как вспоминает ветеран ВОВ Юрий Будиев, все суда, пришедшие в тот день, были выкрашены серебряной краской. 

«Каждое судно несло на себе дирижаблик маленький, он был прицеплен к судну стальным тросом. Служило как предостережение от налёта вражеских самолётов», — говорит ветеран.

Юрий Будиев о приходе конвоя «Дервиш» в Архангельск

Транспортные суда, пришедшие в Архангельск, доставили в СССР важнейшие стратегические грузы для Советской армии, в том числе 3,8 тыс. глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», а также оборудование и обмундирование для советских войск.

Караван «Дервиш» пришёл в СССР в рамках программы о кредите-клиринге. Это событие стало предвестником сотрудничества Советского Союза с Великобританией, а затем и США. Следующие поставки союзников проходили уже по программе ленд-лиза.

СПРАВКА: Ленд-лиз  («кредит-аренда», англ.) - закон, принятый в 1941 году, согласно которому Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё.

Кроме очевидной задачи — помощи Советскому Союзу в оборудовании и продовольствии — арктические конвои имели и скрытую цель: первые операции в Арктике были так или иначе нацелены на открытие второго фронта под боком у Гитлера.

«Северные конвои играли чрезвычайно важную роль, потому что именно здесь, с севера, в Арктике, Черчилль предполагал открыть второй фронт до 1943 года, или, как он говорил, "свернуть европейскую карту сверху". И эти планы зафиксированы в документах генерального штаба британской армии, как, впрочем, и в планах генеральных штабов не только США, но даже Советского Союза», — отмечает профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории САФУ Михаил Супрун.

Значение северных конвоев во всей Второй мировой войне, по мнению историков, обусловлено этой так называемой «периферийной стратегией», которая до 1943 года являлась общей для всех стран Антигитлеровской коалиции.

«Здесь происходили беспрецедентные операции, в которых участвовали более 40 наций, представители более дюжины флотов. И этот опыт, конечно, трудно переоценить», — подчеркивает Михаил Супрун.

Но самым первым и значимым стал караван «Дервиш», так как именно он открыл дорогу до Архангельска.

Михаил Супрун о конвое «Дервиш»

Всего же в 1941-1944 годах в северные порты Советского Союза был проведён 41 морской караван из более чем 800 транспортных судов, доставивших порядка 4 млн т стратегических грузов, в том числе 5 тыс. танков, 7 тыс. самолётов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия.

В честь юбилея прихода первого арктического конвоя к СССР в Архангельске и Северодвинске с 29 по 31 августа 2016 года пройдут торжественные мероприятия, в том числе конференция «Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции», шестой международный форум «Во славу флота и Отечества!», акции памяти и праздничные концерты.

Архангельск в эти дни планируют посетить представители десяти стран — Великобритании, США, Канады, Исландии, Нидерландов, Швеции, Новой Зеландии, Австралии, Франции и Польши.