Добавьте Арктик.ру в «Мои источники» Яндекс.Новостей

Яхтинг не для всех. Об особенностях путешествий в Арктику

На счету яхтенного капитана Николая Литау несколько путешествий через Арктику. И 2016 год не стал исключением: под командованием Литау яхта Northabout прошла всю Арктику от Англии до Англии за одну навигацию. Arctic.ru расспросил путешественника об особенностях яхтенного туризма в северных условиях.

— Почему Арктика? Почему многие ваши путешествия проходили именно в этом холодном и неприступном крае?

— Я не на пустом месте собрался и пошёл. Я много занимался туризмом, мне хотелось попробовать всё: и на снегоходах ходил, и на лошадях путешествовал, водный туризм, естественно. Водный туризм меня больше всего привлекал — на себе ничего не надо таскать, всё погрузил — и плыви. Ну и яхты, естественно. Я пришёл в яхт-клуб, начал заниматься, стал яхтенным капитаном. И меня судьба связала с Дмитрием Шпаро… Он пригласил нас на вечер в детской географической школе, чтобы мы перед детишками выступили, рассказали об экспедиции 1992 года, когда помогли одной английской яхте пройти из Белого моря в Чёрное. Мы остались после этого выступления поговорить, и Дмитрий спросил,  есть ли у нас какие-нибудь свои идеи. Я рассказал о путешествии по Северному морскому пути. Дмитрий как-то сразу проникся этим, и мы начали совместную работу по подготовке. Мы строили-строили и наконец 9 августа 1996 года спустили яхту «Апостол Андрей» на воду.

Многие яхтсмены мечтают пройти вокруг света. Но вокруг света уже все ходили — и по направлению ветра и против направления ветра, и без остановок, и в одиночку ходили, и по-всякому. А вот через нашу Арктику по ряду причин не ходили. Через канадскую уже к тому времени ходили — бельгиец Вилли де Роос первый прошёл. А через российскую — нет. Иностранцев не пускали, а у нас яхт ни у кого не было, чтобы ходить. И вдруг появились такие возможности. Тогда был всплеск таких кругосветок.

И я решил, что если уж жизнь менять ради чего-то, то надо делать то, что никто никогда не делал.

В этом году у нас юбилей: 14 ноября исполняется ровно 20 лет старту нашей первой кругосветной экспедиции, которая затевалась с целью пройти Северный морской путь на яхте.

— В первую кругосветку Арктика поддалась вам не сразу?

— Нам это удалось сделать только два года спустя. Был поздний старт, были многочисленные поломки, поэтому мы прошли Арктику только в 1999 году, а вообще стартовали в 1996 году. В 1998 году мы попытались пройти Арктику, но тогда Арктика была совершенно не такая, как сегодня. Льдов было гораздо больше, поэтому нам удалось пройти только восточную часть. И это было многонедельное терпение: мы стояли пять недель в ожидании, когда разойдутся льды. Нам удалось проскочить до Тикси и там перезимовать, а на следующий, 1999 год мы завершили плавание, и в итоге «Апостол Андрей» стал первой яхтой, которая прошла Северный морской путь. За две навигации, с зимовкой в Тикси.

Спустя три года мы стали первой российской яхтой, которая прошла канадскую Арктику. В том году была заочная гонка вокруг Арктики: немецкая яхта Dagmar Aaen под командованием Арведа Фукса, уже прошедшая Канаду, пришла в нашу Арктику, а мы, соответственно, наоборот. Наша Арктика оказалась совсем не патриотичной: там льдов не было, поэтому Фукс за одну навигацию, не встретив никаких препятствий, проскочил Северный морской путь. Зато мы получили сполна в канадской Арктике! Мы там дрейфовали, зажатые во льдах, три дня. Нас там вытеснило, и перо руля повредило, и винт пришлось менять. Прорывались через канадскую Арктику буквально помильно. День идём — два-три дня прячемся, потом опять идём. Хорошо, что в канадской Арктическом архипелаге много бухт, куда можно было спрятаться.

В итоге в 2002 году (всё равно в один год) две яхты завершили полярную кругосветку — Dagmar Aaen и «Апостол Андрей». Но немецкая на две-три недели раньше нас вышла изо льдов.

А потом Арктика изменилась, льда стало меньше… В 2009 году ко мне подошёл сын члена моего экипажа Даниил Гаврилов и сказал, что намерен пройти Северный морской путь. Я ему ответил, что нужно попробовать «сделать» Арктику за одну навигацию. В 2010 году ребята пошли, и в этом же году пошёл шведский катамаран под командованием известного полярного путешественника Оусланд Борге. Оба экипажа одновременно обогнули Арктику, и теперь Норвегия считает, что это они первыми сделали, а мы считаем, что мы первыми сделали. Получилось, что 2010-й стал годом, когда удалось впервые на яхте за одну навигацию пройти Арктику. В этом году нам это тоже удалось сделать за одну навигацию — пройти обе Арктики на яхте Northabout.

— Вы были капитаном этой экспедиции?

— Да. Её организовал англичанин Дэвид Хампельман. Он тоже постоянно путешествует на полюсах — то на Северном, то на Южном. В 2000 году, если мне память не изменяет, был первым, кто на воздушном шаре прилетел на Северный полюс. Дэвид приобрёл яхту Northabout. На сегодняшний день она единственная дважды прошла по Арктике.  В 2004 году Northabout прошла этим маршрутом с одной зимовкой, так же как «Апостол Андрей».

В прошлом году Дэвид вышел на меня, пригласил помочь ему осуществить плавание по трассе Северного морского пути. Дело в том, что в путешествиях помимо природных препятствий хватает и препятствий рукотворных. И разобраться в этом иностранцу, конечно, не так просто. Есть ещё условие, что капитан судна, чтобы получить разрешение на плавание в акватории Северного морского пути, должен иметь стаж не менее трёх месяцев в качестве капитана или старпома на трассе Северного морского пути. А людей с таким стажем по пальцам можно перечесть, потому что Северный морской путь не настолько загружен яхтами. Одна-две яхты в год проходит, это максимум. Вот Дэвид меня и пригласил.

Когда в прошлом году Дэвид всё это затевал, я чувствовал, что они не соберутся. Когда стало ясно, что не получается стартовать, он предложил прилететь в Англию, познакомиться с командой. И я в прошлом году сводил их на Шпицберген.

В этом году мы прошли Арктику, но у меня не получилось с ними стартовать. Я принял яхту в Шотландии, а не в Бристоле, потому что возникли проблемы с получением разрешения на плавание и мне пришлось задержаться в Москве на пару недель. И довёл я яхту до Гренландии. В Гренландии меня сменил новозеландский капитан, а я улетел в Мурманск. Хотя, конечно, хорошо было бы довести их до Англии, кольцо замкнуть.

Northabout стала четвёртой яхтой, которой удалось пройти Арктику за одну навигацию. Но так как она сделала это дважды, то мы с ней вдвоём единственные, кто дважды этот путь прошёл — один раз за три навигации, другой раз за одну. 

— Были ли какие-то экстремальные ситуации во время путешествия?

— Конечно, сейчас льдов в Арктике стало меньше, нам гораздо легче, но всё равно можно попасть в такую ситуацию. В этом году их было достаточно.

В море Лаптевых нас настиг шторм — я за всю свою жизнь в Арктике такого шторма не видел. Летом может быть шторм, но кратковременный — как правило, летний период достаточно спокойный в Арктике. Мы попытались пройти одним проливчиком, кругом было мелководье, лёд подходил вплотную к берегу. А яхта Northabout с подъёмным килем: можно шверт поднять, и осадка уменьшается на целый метр. Так вот, даже с поднятым швертом мы на глубине 1,4 м сели на брюхо, не пролезть было между берегом и льдами, настолько они плотно подходили. Прогноз говорил, что будет шторм, обещали 8 баллов. И мы ушли в укрытие,  выбрали хорошее место, поставили яхту на якорь. Ветер усилился, якорь пополз, мы переставились, потравили цепь, всё как положено, заякорились. Ветер разгоняется где-то до 8-9 баллов (9 баллов считается уже нормальным штормом), якорь держит, яхту начинает водить, но мы наготове. И вдруг ветер достигает ураганной силы, порывы были до 78 узлов, то есть 40 м/с, а ураган начинается от 32 м/с. Цепь загремела, её начало вытравливать, брашпиль не держит, мы мгновенно с моим помощником Денисом Давыдовым оделись, выскочили наверх, Денис метнулся к якорю крепить якорную цепь, я запустил дизель — и на штурвал, чтобы, в случае если оборвет цепь, сразу уходить проливами, которыми мы пришли, и в то же время помогать якорной цепи. Три часа мы наверху боролись за жизнь яхты и, как следствие, за свои жизни.

Лидер наш сразу дал команду всем остальным надеть спасательные костюмы, в них застегиваешься наглухо и в зависимости от температуры можешь в арктических водах пару часов спокойно провести в воде. До следующего острова было недалеко, за пару часов донесло бы, по крайней мере тела. Они уже готовы были сваливать с яхты — были перепуганы до полусмерти тем, что происходит снаружи. Но три часа борьбы прошли не бездарно, нам удалось удержать яхту на якоре. А потом начало стихать, вроде бы совсем уже стихло.

Мы спускаемся вниз с Денисом, смотрим на приборы, а наверху ещё 9 баллов. Но после 12 уже казалось, что всё стихло. Это был самый острый момент. Если бы цепь не выдержала, пришлось бы уносить ноги оттуда, думаю, что яхту мы бы вывели из проливов, потому что при сегодняшней навигации это сделать просто, весь трек сохраняется, и твоя задача — выйти так же, как зашёл. Но дальше нас ждали льды, дальше идти некуда, это же не чистое море. Что бы мы там делали при навальном ветре, не знаю. Но в итоге удалось удержаться там, где стояли. В то же время этот шторм разметал льды, отжал их от берега и на следующий день мы вышли и спокойно прошли уже при нормальной глубине до следующего острова и там вновь встали на несколько дней в ожидании улучшения обстановки.

— То есть путешествия по северным морям всё равно остаются опасным делом?

— Это, конечно, не экспедиции прошлого, когда люди шли и не знали, что под ними, какая глубина и где какие земли… Сегодня у меня такое ощущение, что можно взять пару профессионалов — и всё, остальные могут вообще ничего не уметь в принципе, они проходят и потом говорят, что покорили Арктику.

Я, когда впервые собирался в Арктику, экипаж подбирал примерно так же, как Амундсен. У него было чётко — не старше 50, не моложе 35, какие-то умения должны быть. А у меня ребята должны были быть не моложе 30 и не старше 50. Может, потому что мне было 38 тогда. Естественно, что все яхтсменами должны быть, за исключением доктора, который должен был брать на себя камбуз. И многие годы я ходил таким составом, это потом у меня появились ребята и моложе, и старший возраст потихоньку стал вместе с моим смещаться. Нашему взрослейшему в следующем году 70 исполняется, правда, он уже года три не ходит, но до 65 ходил спокойно.

А в этом году в мой экипаж входили три дамы, 14-летний ребёнок и лидер, который в яхтинге мало чего понимает. И Дэвид предложил мне взять своего помощника. Это, конечно, было разумно, потому что нужно нести круглые сутки вахту. Я посмотрел на всю эту команду и взял своего помощника Дениса Давыдова. Мы вдвоём и третий — автопилот, так вот и ехали… Но автопилот отказал уже на подходе к Карском морю — у него отказали «мозги». Яхтенный автопилот получает информацию о направлении от магнитного компаса, а магнитный компас плохо работает в высоких широтах, потому что там горизонтальная магнитная составляющая, которая поворачивает стрелку, становится ничтожной, а вертикальная составляющая сильно вырастает. Когда мы вышли в Карское море, магнитный компас просто отказал. И на этом закончилось сидение возле автопилота!

Мы с Денисом поделили сутки между собой по шесть часов и всех за штурвал посадили учиться рулить. Причём погода оказалась достаточно свежая, ветер временами доходил до 7 баллов, и пришлось учить всю команду в таких условиях. Что они там вначале вытворяли… Но все научились более или менее рулить, и потом это понадобилось, когда вошли в море Лаптевых: уже никакой автопилот в принципе не мог работать, потому что кругом был лёд, и нужно было маневрировать в проходах. К концу похода все рулить научились.

— То есть яхтинг в Арктике — это всё-таки дело для профессионалов?

— Яхтой надо уметь управлять — нужно уметь ей рулить, тем более под парусами, надо уметь рулить по компасу, надо уметь проложить маршрут, надо уметь с парусами работать, естественно, учитывая погодные условия и всё остальное.

В советские годы, если ты за пять лет становился яхтенным капитаном, это было очень неплохо, и за большее время люди не могли получить диплом. Было три ступени — рулевой второго класса, рулевой первого класса, перед каждой ступенью ты должен отучиться теоретически, иметь ценз плавательный, выполнить определённые упражнения, сдать всё это старым морским волкам — это не так просто всё было. А сейчас школы пооткрывали — «бербоут шкипер» получаешь и уже можешь брать в чартер яхту, везти свою семью, друзей… Но, правда, в высокие широты не все ходят, туда ходят всё-таки люди, которые что-то умеют.