Спасибо, Кэп: что думают об Арктике авторы популярного Телеграм-канала

В социальных сетях так много самоназванных экспертов по любым вопросам, что зачастую трудно найти источник полезной информации. На тему Арктики чаще всего говорят чиновники, учёные или путешественники. «Мы восполняем пробел», – говорят авторы анонимного Телеграм-канала «Капитан Арктика». В интервью arctic.ru блогеры рассказали о перспективах развития СМП, оценили успехи работы «арктических» губернаторов и назвали главные проблемы Арктического региона.

Сколько человек ведёт канал?

Три человека.

Вы живёте в Арктическом регионе? Если нет, то откуда такое внимание к АЗ РФ?

В арктической зоне живём не все. Скажем так: интерес к Арктике у нас профессиональный. Тема специфичная, но важная и интересная, говорят о ней много, но непоследовательно и часто слишком поверхностно. Мы восполняем пробел.

Вы опираетесь только на свои данные или обращаетесь к экспертам при подготовке постов?

В первую очередь на свои данные, известный нам бэкграунд и различную аналитику, изученную ранее. Во вторую — на работу с экспертами, от представителей госорганов до отраслевых специалистов. На связь охотно выходят и читатели из далёких северных регионов, мнение очевидца всегда очень полезно.

Каков ваш личный рейтинг «арктических» губернаторов?

После ухода Кобылкина выбрать лидера достаточно тяжело, как и вообще выстроить рейтинг. Губернаторы регионов АЗ РФ слишком по-разному ведут себя в отношении Арктики, и это одна из причин, почему у нас до сих пор нет взвешенного курса развития этого макрорегиона.

Сейчас среди губернаторов не видно тех, кто однозначно способен генерировать интересные региональные проекты для развития Арктики. Архангельск, к сожалению, уткнулся в глубоководный порт и других перспектив для региона не видит. В Мурманске губернатор находится под мощнейшим политическим прессингом, и ей сейчас не до громких инициатив. Карелия вообще пока никак не проявляет себя на арктическом поле. Власти Коми после очередного провала с Белкомуром практически ушли из арктической повестки. Чукотка больше считает себя Дальним Востоком, а Красноярский край — Сибирью, поэтому их губернаторы практически не проявляют себя как главы арктических субъектов. На Ямале, в НАО и Якутии сейчас выборы. Пока следим за решениями назначенных врио и делаем выводы. Есть шанс, что новый лидер среди «лордов Севера» обозначится осенью.

Какие проблемы наиболее актуальны для арктической зоны на данный момент? Топ-3, пожалуйста.

Отсутствие единой государственной политики развития Арктики, отсутствие внятной идеологии развития Арктики, международное давление.

Что, по-вашему, даст России увеличение зоны арктического шельфа? Это больше политический или экономический интерес?

Шельф — это не столько политический или экономический вопрос. Экономически это дальняя перспектива, политически — не такая горячая тема, чтобы там сегодня развернулось громкое и полноценное противостояние. Мы бы рассматривали вопрос расширения арктической шельфовой зоны в первую очередь с точки зрения национальной безопасности.


© RIA Novosti. Бывший и действующий глава Минприроды Сергей Донской и Дмитрий Кобылкин

Как вы оцениваете успехи работы бывшего главы Минприроды Донского? И чего ждёте от Дмитрия Кобылкина?

У Сергея Донского не было чёткой картины видения Арктики и её поступательного развития как в экологическом, так и в ресурсном плане. Мероприятия проводились точечно, без единой системы. В лице Дмитрия Кобылкина Минприроды станет заметным и полезным игроком в регионе, и мы такой перестановке рады. Ждём, пока при ведомстве сформируется профильный департамент, работа которого обязана быть продуманной, а решения — грамотными и применимыми на практике.

Известна ваша позиция по вопросу развития СМП: вы считаете это исключительно внутренним проектом, и не вторым Суэцем. Что вы думаете в этом контексте о заинтересованности КНР в проекте? Очевидно, что они просчитали выгоду, перед тем как вкладывать в инфраструктуру и строить собственные ледоколы. Или это не так?

Китай как масштабный, планетарный игрок проявляет интерес ко всем транспортным проектам. Арктика — отнюдь не основная сфера его интересов. Строительство ледокола — отнюдь не заявка на активную работу в арктических льдах. Скорее, это проба сил. Что касается Севморпути, то для них это вопрос безопасности: из Южно-Китайского моря выход один, и его контролируют Штаты, а в случае обострения геополитической обстановки Китаю могут перекрыть этот путь. СМП для китайцев в этом случае — спасительная альтернатива.

И потом, откройте карту: у нас любят сравнивать расстояние от Йокогамы до Роттердама через СМП и через Суэц. Разница выходит, конечно, большая. Но основной порт отправки грузов в Китае — Шанхай. А вот если мерить расстояние от него, то путь будет короче уже не на 50%, а всего лишь на треть. Теперь добавьте сюда льды, плохую погоду, достаточно мелководные северные моря и отсутствие обратного груза, и мы получаем, что СМП экономически невыгоден для массовой отправки груза.


© RIA Novosti. Евгений Биятов. Генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев

Мы не говорим, что транзит совсем невозможен или неинтересен. Отдельные грузы по СМП идти могут, но они не будут массовыми. И потом, с ростом судоходной нагрузки возрастёт и нагрузка на экологию. А оно нам надо?

Как государству стоит развивать СМП? С чего начать? Отдать все полномочия «Росатому», Минтрансу или объединить и создать новую огромную структуру? Как действовать дальше?

Хозяин на Севморпути должен быть один. Коль правительство решило, что это будет «Росатом», то так оно и должно быть. Но чтобы «Атомфлот» не превращался в неэффективную монополию, государство должно сохранить за собой контролирующие функции. Наверное, они должны быть сосредоточены в руках Минтранса.

Посоветуйте, пожалуйста, спикеров в любых соцсетях, которые говорят толковые вещи об Арктике, СМП и связанных с ними темах.

Именно потому, что таких нет, мы и появились. Отдельные эксперты существуют, но площадка у них — не соцсети, а колонки в изданиях или же научные публикации. Арктика в соцсетях обычно заканчивается на фотографиях безумно красивой природы и на перепосте тематических новостей и аналитики из СМИ.