Рукша: Для развития арктического туризма нужны аэропорты
Вячеслав Владимирович, очень много сейчас говорят об арктическом туризме. Трест «Арктикуголь» уже давно начал заниматься такими программами. «Атомфлот» тоже организует туристические туры?
Сегодня у ФГУП «Атомфлот» пять круизных рейсов, в течение июля и первой декады августа, но это всего лишь 1% от общего объёма рейсов, а скоро станет менее 0,5%. Это очень тяжёлая тема. Шпицберген берёт тем, что там есть аэропорт, у нас же, если отправлять туристов из Мурманска или Архангельска, то человеку придётся двое-трое суток ехать по чистой воде, его будет качать, он будет бегать в туалет. На мой взгляд, самые интересные места — это Земля Франца-Иосифа и Северная Земля, но, опять же, необходима общедоступная аэропортовая инфраструктура. Только в этом случае можно наладить туризм, потому что в Арктике сезон длится в лучшем случае полтора месяца.
А как «Атомфлот» организует перевозку рыбы с Дальнего Востока?
Я сам был инициатором «первой рыбы» лет пять-семь назад. До этого рыба транспортировалась рефрижераторными судами, а сейчас этим занимается судно Venta Maersk на 3600 контейнеров. Сейчас мы этим вместе занимаемся с Росрыболовством, ведь тут нет ничего сложного. Понимаете, на Дальнем Востоке ловится около 2,5-3 млн т разной рыбы, перерабатывающих мощностей и людей не хватает, поэтому рыбу вынуждены продавать в Китай, Южную Корею. Нам интересно организовать транспортную логистику из района Петропавловска-Камчатского в Архангельск, Мурманск и Санкт-Петербург. Надеюсь, в ближайшие два-три года это удастся сделать. Нельзя забывать, что для этого требуются специализированные транзитные суда, а их недостаточно во всём мире. Я не говорю о грузопотоках, связанных с углеводородными проектами, они идут в режиме круглогодичной навигации.
Как проходит работа по вывозу ядерного топлива из губы Андреева?
И с плавтехбазы «Лепсе», которая сейчас уже находится на судоремонтном заводе «Нерпа». Работа идёт. С «Нерпы», скорее всего, в декабре начнём вывозить.
А какие сроки вы закладываете?
Сложно сказать, потому что сложно извлечь топливо из старых хранилищ плавтехбазы, а так вся последовательность действий отработана. В зависимости от того, сколько времени на это уйдёт, можно будет говорить о сроках. В губе Андреева та же ситуация, ведь топливо находилось десятилетиями в не очень комфортных погодных условиях.
А сколько это будет стоить?
Точно никто не скажет. Я не бросаюсь фразами типа «Дорого стоит», я не Лев Толстой.