Рукша: Для развития арктического туризма нужны аэропорты

В первый день проведения форума «Дни Арктики в Москве» много внимания уделялось темам экологии и арктического туризма. Arctic.ru поднял эти вопросы в разговоре с заместителем генерального директора – директором дирекции Северного морского пути (СМП) госкорпорации «Росатом» Вячеславом Рукшей.

Вячеслав Владимирович, очень много сейчас говорят об арктическом туризме. Трест «Арктикуголь» уже давно начал заниматься такими программами. «Атомфлот» тоже организует туристические туры?

Сегодня у ФГУП «Атомфлот» пять круизных рейсов, в течение июля и первой декады августа, но это всего лишь 1% от общего объёма рейсов, а скоро станет менее 0,5%. Это очень тяжёлая тема. Шпицберген берёт тем, что там есть аэропорт, у нас же, если отправлять туристов из Мурманска или Архангельска, то человеку придётся двое-трое суток ехать по чистой воде, его будет качать, он будет бегать в туалет. На мой взгляд, самые интересные места — это Земля Франца-Иосифа и Северная Земля, но, опять же, необходима общедоступная аэропортовая инфраструктура. Только в этом случае можно наладить туризм, потому что в Арктике сезон длится в лучшем случае полтора месяца.

А как «Атомфлот» организует перевозку рыбы с Дальнего Востока?

Я сам был инициатором «первой рыбы» лет пять-семь назад. До этого рыба транспортировалась рефрижераторными судами, а сейчас этим занимается судно Venta Maersk на 3600 контейнеров. Сейчас мы этим вместе занимаемся с Росрыболовством, ведь тут нет ничего сложного. Понимаете, на Дальнем Востоке ловится около 2,5-3 млн т разной рыбы, перерабатывающих мощностей и людей не хватает, поэтому рыбу вынуждены продавать в Китай, Южную Корею. Нам интересно организовать транспортную логистику из района Петропавловска-Камчатского в Архангельск, Мурманск и Санкт-Петербург. Надеюсь, в ближайшие два-три года это удастся сделать. Нельзя забывать, что для этого требуются специализированные транзитные суда, а их недостаточно во всём мире. Я не говорю о грузопотоках, связанных с углеводородными проектами, они идут в режиме круглогодичной навигации.

Как проходит работа по вывозу ядерного топлива из губы Андреева?

И с плавтехбазы «Лепсе», которая сейчас уже находится на судоремонтном заводе «Нерпа». Работа идёт. С «Нерпы», скорее всего, в декабре начнём вывозить.

А какие сроки вы закладываете?

Сложно сказать, потому что сложно извлечь топливо из старых хранилищ плавтехбазы, а так вся последовательность действий отработана. В зависимости от того, сколько времени на это уйдёт, можно будет говорить о сроках. В губе Андреева та же ситуация, ведь топливо находилось десятилетиями в не очень комфортных погодных условиях.

А сколько это будет стоить?

Точно никто не скажет. Я не бросаюсь фразами типа «Дорого стоит», я не Лев Толстой.