В конце 1953 года одновременно в Москве и Ленинграде началась подготовка к организации дрейфующих станций на льдах Центрального Полярного бассейна. А спустя несколько недель самолёты уже приступили к перевозке грузов в Арктику.
Станцию «Северный полюс — 4» предполагалось организовать к северу от острова Врангеля, но оказалось, что в намеченном районе преобладал молодой лёд. Обсудив обстановку, мы решили провести повторное обследование территории с самолёта. Наконец было найдено поле, пригодное для посадки самолётов.
Осмотрев лёд, мы убедились, что севернее подходящей для станции льдины нет. На льду разбили первую палатку станции «Северный полюс — 4». Началась трудовая жизнь. И так наша станция оказалась на 200–400 км южнее намеченного района высадки
С 10 апреля на лёд начали прибывать сотрудники станции. К нашей маленькой группе присоединились радисты и метеоролог. Собрали ещё две палатки; в одной из них установили радиостанцию, во второй поселился метеоролог. Радиостанция передала в Москву первые донесения о нашей жизни и работе.
Вскоре в 3 км к югу, юго-востоку от поля, где мы расположились, с самолёта я нашёл многолетнюю «бугристую» льдину, почти круглую, диаметром около 2700 м. Льдина была окружена грядой торосов, а это значит, что она выдержала сильное давление окружающих льдов. С южной стороны голубело разводье. Толщина льдины была от 2,4 до 16–18 м на отдельных буграх. На этой льдине и было решено организовать станцию.
Палатки мы расположили следующим образом: в центре лагеря кают-компания и наблюдательная вышка, вокруг них в радиусе 20–25 м жилые палатки, далее за ними по большому кругу служебные помещения, штабели с продовольствием, горючее и прочие грузы. Продовольствие, газ, бензин сложили в нескольких местах, с тем чтобы в случае подвижек льда предотвратить полную потерю груза.
Одновременно с развёртыванием научных работ были оборудованы жилые палатки, а затем домики. Меньше чем через месяц после высадки на льдину у нас были кают-компания, камбуз, баня, мастерские, склады для груза; имелись и резервные палатки. Мы подготовили аварийные запасы продовольствия, приборы и снаряжение на случай вынужденной перебазировки.
Работы было очень много, спали по три-четыре часа в сутки. Но чувство ответственности за порученное дело, крепкая дружба и взаимопомощь решили успех работы