Добавьте Арктик.ру в «Мои источники» Яндекс.Новостей

Учёные СибГАУ исследуют памятники истории полярного судоходства на Енисее

Команда учёных СибГАУ в 2017 году планирует провести масштабные работы по выявлению и изучению памятников истории полярного судоходства XVIII-XX веков в устье Енисея. Об этом говорится в сообщении на сайте университета.

Чтобы найти  затонувшие суда, связанные с историей освоения Северного морского пути,  учёные с помощью гидролокационной аппаратуры изучат акваторию устья Енисея и Енисейского залива.

«К объектам, представляющим особый интерес, относятся британский транспорт Roddam, затонувший в ходе экспедиции министерства путей сообщения в 1905 году. Кроме того, при помощи гидролокатора бокового обзора планируется исследовать британскую паровую шхуну "Темза", затонувшую в 1877-1878 годах и найденную в 2016 году», — говорится в сообщении.

В 2017 году учёные также намерены повторно пройти участок от Дудинки до Воронцова и завершить экспедицию в посёлке Диксон. Одна из важных задач — обнаружение места зимовки в 1876-1877 годах экипажа клипер-бота «Северное сияние» в архипелаге Бреховских островов. Сведения о погибшем русском полярном судне помогут прояснить вопрос об истории судостроения на Енисее,  дадут информацию о технических характеристиках судов и их конструкционных особенностях.

«Мы активно внедряем междисциплинарные подходы, такие как дистанционное зондирование земли, гидролокация, различные физические методы, помогающие установить историю производства и характеристики компонентов исторических судов. Эти исследования позволят в перспективе воссоздать подобное судно. В наших планах — реконструировать для проведения ряда исторических экспериментов первое русское судно, шхуну "Утренняя заря", прошедшую в 1877 году Северным морским путём из города Енисейска в Санкт-Петербург», — рассказывает руководитель проекта, кандидат исторических наук, доцент СибГАУ Александр Гончаров.

В настоящее время идут масштабные архивные исследования: учёные ищут планы судна, технические характеристики, конструктивные особенности. На основании исследований планируется к 2027 году (150-летнему юбилею первого плавания шхуны «Утренняя заря» по Северному морскому пути) при поддержке Русского географического общества создать точную копию судна и повторить в порядке исторического эксперимента его маршрут: Енисейск — Санкт-Петербург.

В ходе экспедиции планируется также уточнить гидрографию нижнего Енисея. Найденные памятники и проведённые исторические эксперименты, связанные с историей судоходства, навигации и картографии, позволят открыть новые маршруты на севере Красноярского края, повысив туристическую привлекательность региона.