Трутнев рассказал о ходе реализации стратегии развития арктической зоны

Суммарный грузооборот портов, расположенных на Северном морском пути (СМП) к 2024 году составит 85 млн тонн, сообщил вице-премьер Юрий Трутнев.

Он пояснил, что на трассе СМП расположено 18 портов. «Три из них модернизируется – это порты Певек, Мурманск, Архангельск. До 2024 года будет модернизировано ещё четыре. Ведётся строительство терминала "Енисей", порта Бухта Север и терминала "Утренний" в порту Сабетта. После их ввода в эксплуатацию к 2024 году суммарный грузооборот портов СМП составит 85 млн тон», – отметил вице-премьер, выступая в Совете Федерации с докладом о реализации стратегии развития арктической зоны.

Трутнев добавил, что на сегодняшний день проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году будут введены в эксплуатацию ещё четыре атомных ледокола проекта «22220», к 2027 году – первый ледокол проекта «Лидер». Также к середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырёх СПГ-ледоколов.

Он подчеркнул, что грузовой флот ледового класса к 2030 году будет увеличен более чем в три раза: «Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза».

По словам вице-премьера, в рамках космической программы России до 2025 года будет запущено три радиолокационных спутника для осуществления контроля над ледовой обстановкой, один спутник для метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения пользователей в арктической зоне спутниковой связью и сетью Интернет. Один спутник для метеорологического мониторинга уже вышел на орбиту.

«Большое значение для обеспечения надёжности и безопасности судоходства по Северному морскому пути имеет развитие систем спасения и оказания помощи судам на всей протяжённости транспортного коридора. Для этого будут созданы спасательные станции в г. Певек, п. Сабетта, пгт. Диксон и Тикси, закуплена необходимая авиационная техника. На эти цели правительством выделено 37 млрд рублей до 2026 года. Основная задача – обеспечить необходимую помощь в любой точке трассы», – сказал Трутнев.

Для обеспечения безопасности судоходства также необходимы данные о рельефе дна. До 2025 года планируется осуществить съёмки рельефа дна общей протяжённостью 430 тыс. приведённых километров, добавил вице-премьер.

Для эффективного использования СМП должна быть обеспечена наземная транспортировка грузов.

Развитие Мурманского транспортного узла, реализация проектов «Северный Широтный ход 1» и «Северный широтный ход 2» позволят соединить порты Северного морского пути с системой железных дорог России.

Новым этапом в развитии Северного морского пути станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, которые обеспечат доставку рыбной продукции с территории Дальнего Востока в европейскую часть страны. А в 2023–2024 годах начнётся круглогодичная навигация в высоких широтах.

Трутнев подчеркнул, что развитие Северного морского пути является системным условием реализации большинства проектов в арктической зоне: «Северный морской путь позволяет завозить необходимые для строящихся предприятий материалы и конструкции, транспортировать сырьё и готовую продукцию – по сути, сшивает Российский Север. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора», – сказал он.

«Если говорить о конкуренции с Суэцким каналом, то необходимо отметить, что Северный морской путь короче на 40%. В то же время объём перевозок по СМП составляет 33 млн тонн в год, а по Суэцкому каналу превышает 1 млрд тонн в год. Однако объём перевозок по Северному морскому пути неуклонно растёт. Для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом необходимо сделать многое: построить ледоколы, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения, построить адаптированный к арктическим условиям флот. Важной задачей является улучшение качества жизни людей в населённых пунктах вдоль трассы СМП», – подчеркнул Трутнев.

Юрий Трутнев в своём докладе также добавил, что председательство России в Арктическом совете позволит закрепить статус России как лидирующей арктической державы.

«Статус в Арктическом совете позволит закрепить позиции России как лидирующей арктической державы. В этом направлении сегодня очень большая конкуренция. <…> Необходимо проявлять активность, закреплять позиции, чтобы Российская Арктика всегда оставалась российской», – сказал он.