На ПМЭФ обсудили перспективы развития Северного морского пути
Участники сессии «Северный морской путь: новые вызовы» обсудили перспективы важнейшего для России и всего мира транспортного коридора. Как отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, СМП – это новый маршрут, который международная ситуация делает крайне востребованным.
«Степень напряжённости на традиционных морских маршрутах из Восточной Азии в Европу растёт. Есть сценарии, при которых эти пути могут быть резко нарушены. Речь идёт о миллиарде тонн грузов, о снабжении трёх миллиардов человек импортом – в первую очередь продовольствием и едой. Поэтому СМП как альтернативный путь необходим миру. И в первую очередь он необходим нам. Это ворота для вывоза грузов, которые дадут уже проинвестированные арктические проекты. В этом смысле наша работа сейчас носит догоняющий характер. В Арктике уже вложены триллионы рублей, чтобы реально сформировалась новая экономика не просто Севера, новая экономика России», – отметил министр.
Грузопоток по СМП вырос с 4 млн т в 2014 году до 34 млн т в 2022 году и в пять раз превысил рекорд советского времени. Сегодня СМП – это ключевой транспортный коридор для экспорта нефти, СПГ, минудобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Подтверждён спрос на Северный морской путь со стороны российского бизнеса: заключены соглашения с крупнейшими грузоотправителями. Наряду с трёхсторонними соглашениями с компаниями, обеспечивающими экспортный грузопоток по СМП, планируется перевести на СМП грузы от новых проектов, развивать каботажные и транзитные перевозки, задействовать СМП для транспортировки грузов с Восточного полигона.
Сегодня уже запущена регулярная каботажная линия между Петербургом и Владивостоком по субсидируемым тарифам. 20 июня стартует очередной рейс. Регулярная каботажная линия запущена в 2022 году, совершено 2 рейса. В этом году рейсов будет уже 3, расширится количество портов захода – с 4 до 11. Порты отправления и назначения дополнены Архангельском и Находкой, в маршрут также включен порт Магадан.
Планом развития СМП предусмотрены рост грузооборота более чем в 6 раз к 2030 году, масштабные инфраструктурные проекты, строительство ледоколов, судов ледового класса, портов и терминалов, расширение спутниковой группировки, создание в Арктике аварийно-спасательных центров и др.
По словам специального представителя по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимира Панова, Северный морской путь – это в первую очередь маршрут на азиатские рынки, часть мировой логистики. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тыс. миль, в обратную сторону, через Гибралтар и Суэцкий пролив – 12,5 тыс. миль.
«Безопасность, технологичность и устойчивость Севморпути с каждым днём становятся всё более очевидными всё большему количеству партнёров. Это новый маршрут мировой логистики и коридор будущего. При этом есть и минусы: лёд и продолжительность открытой навигации. Но мы научились ходить во льдах безопасно и эффективно», – подчеркнул Панов.
Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, выступая на сессии «Северный морской путь. Итоги и планы», отметил, что в организации мировой логистики назрели изменения, и весь объём грузооборота между Азией и Европой не может быть отправлен исключительно традиционными логистическими маршрутами. Он также напомнил, что в арктической зоне находятся 75% запасов горючего газа России, а Севморпуть является транспортной артерией, которая позволит вывозить грузы с территорий Крайнего Севера.
«Необходимо создавать и развивать инфраструктуру, в том числе береговую инфраструктуру, которая позволит, осваивая территории Сибири и Дальнего Востока, выйти на трассы Северного морского пути. Это и внутренние водные пути, и портовая инфраструктура, и флот. Уже сейчас заложено огромное количество судов, этот перспективный заказ, конечно, положительным образом скажется на отрасли. Мы эту работу продолжим», – отметил он.
Уже обеспечено эффективное взаимодействие со всеми грузоотправителями, улучшено качество прогнозирования ледовых условий: каждый рейс спланирован и обеспечен ледокольным сопровождением. В то же время, по словам Гусейнова, важнейшие задачи – обеспечение кадрами и введение в эксплуатацию новых ледоколов.