на главную
«Арктика». Путешествие
к вершине мира
Верхняя точка планеты – Северный полюс – привлекает путешественников разных народов не один век. На пути к нему не раз гибли люди, пропадали без вести экспедиции, тонули корабли. Атомоход «Арктика» стал первым судном, которое сумело достичь «макушки» Земли.

3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) было заложено головное судно проекта 10520, самого массового в СССР по строительству атомных ледоколов для освоения арктических морей. Одно из главных преимуществ атомного ледокола – отсутствие необходимости регулярно дозаправляться топливом. Ледоколы этого класса имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад, и оборудованы вертолётными площадками.

В декабре 1972 года один из таких ледоколов – «Арктика» – спустили на воду, а через три года ходовых испытаний его приняли в эксплуатацию и подняли на нём государственный флаг

Всё это делалось с одной целью: доказать возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути. В 1975 году было принято решение о походе: министр морского флота СССР Тимофей Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке первой в мире экспедиции надводного судна на Северный полюс. Осознавая риск данного мероприятия, он лично возглавил поход и взял на себя всю ответственность за возможный провал.

 

Подготовка экспедиции проходила в Мурманском морском пароходстве под руководством его начальника – Владимира Игнатюка – и главы «Администрации Северного морского пути» Кирилла Чубакова.

Маршрут разрабатывался с использованием данных многолетних наблюдений за поведением ледовых полей. Капитан судна, Юрий Кучиев, считал, что плавание в таких льдах может привести к ряду критичных поломок, в том числе потере одного из винтов, в результате чего мощность ледокола может снизиться на треть и команда рискует застрять во льдах.

После перезарядки реакторов и тщательной подготовки 9 августа 1977 года атомоход вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности архипелага Новая Земля

В экспедиции принимали участие 150 членов экипажа корабля и 57 учёных и научных специалистов. Их задачей было не только достижение Северного полюса и его исследование, но и проверка возможностей ледокола – его устойчивости к постоянным столкновениям со льдами.

 

Изначально планировалось направиться на север от Мурманска по прямой, но в процессе следования полярник Валерий Купецкий настоял на изменении маршрута, указав на то, что льды по направлению от Карского моря к Северному полюсу менее крепкие и следует идти на штурм полюса именно по этому направлению. Его поддержали капитаны-полярники и представители Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Новый маршрут был утверждён.

В море Лаптевых «Арктика», миновав пролив Вилькицкого, повернула на север. С 14 августа ледокол вошёл в многолетние льды.

«С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на "Ленине" и на "Арктике" до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось», – вспоминает Юрий Кучиев

Капитан судна в этой части рейса постоянно использовал данные ледовой разведки и по возможности обходил мощные ледовые преграды. Несмотря на это ледоколу неоднократно пришлось испытать трудности, пробивая путь ударами. Руководитель рейса Тимофей Гуженко позже называл эту часть похода камнедробилкой.

 

16 августа 1977 года ухудшилась видимость и ледокол встретил тяжёлый паковый лёд, который оторвался от канадского массива. При преодолении его судно два раза заклинивало (корабль выходит на льдину и не может её проломить или отойти обратно даже при работе машины полным ходом назад. – Прим. ред.), но команда не сдавалась. Уже на следующий день, 17 августа, в 4 часа утра по московскому времени «Арктика» в активном плавании достигла географической точки Северного полюса.

За восемь суток ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль многолетнего льда

Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Вокруг флагштока был очерчен круг диаметром 30 м, и люди прошли по нему, впервые в мире совершив символическое кругосветное путешествие, пересекая все меридианы земного шара, которые сходятся на полюсе.

Атомоход провёл на Северном полюсе 15 часов. За это время научные сотрудники экспедиции осуществили запланированные исследования и наблюдения, а водолазы проверили состояние винтов ледокола. Кстати, поначалу винты судна не вызывали доверия у команды, однако отработали нормально, и после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск.

 

Обратный маршрут был построен по-другому – курсом на западную оконечность Земли Франца-Иосифа. На архипелаге находились три военные базы подразделений противовоздушной обороны, полярные станции, а также велась активная научно-исследовательская работа, масштабные экспедиции гидрографов, геологов и географов, поэтому было важно получить данные для возможной организации регулярных рейсов в высокие широты.

За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол «Арктика» был награждён орденом Октябрьской Революции, весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, – орденами и медалями

Капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко были удостоены звания Герой Социалистического Труда.

Интересно, что экипаж ледокола долго не знал, куда они направляются и зачем. Георгий Золотаревский, один из моряков, участвовавших в походе, вспоминает, что им «говорили, что будет высокоширотный рейс. Но никто не знал, что мы идём на полюс. Смотреть особо по сторонам было некогда, экипаж просто делал свою работу. Нам сказали, только когда мы подошли в Карское море, через трое суток. Вот тогда уже появилось новое ощущение, что мы идём куда-то в неизведанное».

 

21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра Российской Федерации, техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации отсутствовала.

В 2011 году с «Арктики» сняли экипаж, судно вывели в холодный отстой в ожидании утилизации. Из Регистровой книги судов ледокол исключили 31 июля 2012 года

Более чем за 30-летнюю службу ледокол был участником многих событий и прошёл во льдах более миллиона морских миль. В 1983 году судно спасло караван кораблей, безнадёжно застрявших во льдах. Целый год (с мая 1999 года по май 2000 года) «Арктика» провела в море, ни разу не заходя в порт, – до сих пор это считается мировым рекордом, даже спустя 25 лет эксплуатации и тяжёлого похода к Северному полюсу. С технической точки зрения ледокол оказался настолько удачным, что по тому же проекту было построено ещё пять атомоходов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы».

В 2012 году на Балтийском заводе началось строительство головного ледокола атомного флота России, проект которого разрабатывался на основе данных, полученных в ходе эксплуатации «Арктики».

16 июня 2016 года ледокол спустили на воду и дали ему имя предшественника – «Арктика». Судно проекта 22220 стало самым большим и мощным ледоколом в мире.

 

Автор текста: Екатерина Колчина