3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) было заложено головное судно проекта 10520, самого массового в СССР по строительству атомных ледоколов для освоения арктических морей. Одно из главных преимуществ атомного ледокола – отсутствие необходимости регулярно дозаправляться топливом. Ледоколы этого класса имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад, и оборудованы вертолётными площадками.
В декабре 1972 года один из таких ледоколов – «Арктика» – спустили на воду, а через три года ходовых испытаний его приняли в эксплуатацию и подняли на нём государственный флаг
Всё это делалось с одной целью: доказать возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути. В 1975 году было принято решение о походе: министр морского флота СССР Тимофей Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке первой в мире экспедиции надводного судна на Северный полюс. Осознавая риск данного мероприятия, он лично возглавил поход и взял на себя всю ответственность за возможный провал.