«Пайлот», который плывёт:
история первого в мире ледокола
«Пайлот», который плывёт:
история первого в мире ледокола
«Пайлот», который плывёт:
история первого в мире ледокола

На сегодняшний день Россия имеет самый большой и мощный ледокольный флот и единственный атомный ледокольный флот в мире.

Но с чего всё начиналось?

Пароход-ледокол «Пайлот»
Родоначальником ледокольного флота был небольшой пароход «Пайлот» купца Михаила Осиповича Бритнева из Санкт-Петербурга. В середине XIX века из столицы попасть в Кронштадт можно было только по воде: летом на пароходах, зимой, когда устанавливался крепкий лёд, на санях. Схема движения была идеальной, если бы не один нюанс — распутица. Поздней осенью и весной акватории между городами лёд становился недостаточно крепким для саней и, наоборот, слишком опасным для пароходов. Такая обстановка на воде длилась по несколько недель, в течение которых жители Кронштадта испытывали трудности, связанные с недостатком продуктов, отсутствием почтового и торгового сообщения.


На фоне дефицита продовольствия у Бритнева и появилась идея — ломать лёд под весом парохода!

В 1862 году он переоборудовал свой пароходный буксир «Пайлот» и скосил форште́вень (прим. ред. — носовая деталь) корабля под углом 20°. Таким образом нос судна оказался ниже ватерлинии к линии киля, прямо по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло набегать на лёд и ломать его собственным весом. В движение пароход приводила паровая машина со скромной мощностью в 60 л. с.
Благодаря усилиям команды «Пайлота» между Кронштадтом и Ораниенбаумом начиная с 1864 года наладилось стабильное пароходное движение даже в сложной ледовой обстановке, которое позволяло переправлять не только товары, но и пассажиров.
Печально, но до настоящего времени не сохранилось ни одного достоверного изображения парохода «Пайлот», не говоря уже о чертежах. В 1976 году была выпущена марка с именем первого ледокола, но, как признают эксперты, это лишь условное изображение всех пароходов тех лет.
«Бой», «Буй» и «Ледокол»
В сентябре 1874 года на заводе Бритнева был заложен пароход «Бой». Его построили по образу и подобию «Пайлота», но всё же усовершенствовали некоторые детали.

Пароход имел железный корпус. Обшивка подводной части состояла из листов толщиной 9,5 мм, а в носовой части и по ватерлинии — 19 мм. Шпация, как и у «Пайлота», составляла 0,6 м; между основными шпангоутами от носа и  до кормового отделения были установлены промежуточные шпангоуты.

Проба механизмов нового парохода прошла в конце марта 1875 года. Примерно 24 апреля состоялся первый его рабочий рейс из Кронштадта в Ораниенбаум по прорубленному во льду каналу.
Через год на заводе Бритнева был построен железный пароход «Ледокол», он работал на реке Свири и в Онежском канале. Никаких точных данных о способностях парохода не сохранилось, но осталось говорящее наименование — ледокол!

Весной 1889 года Бритнев закончил создание третьего судна пайлотовского типа — парохода «Буй». Он считался буксирно-спасательно-ледорезным пароходом, имел водоотливные средства и водолазный аппарат, а кроме того, ещё и пассажирскую каюту в корме.

Многие инженерные находки Бритнева использовались и в создании крупных ледоколов, которые строились для покорения Арктики.

Позднее в своей книге «Ермак во льдах» адмирал Степан Осипович Макаров писал: «Этот маленький пароход [Пайлот] сделал то, что казалось невозможным:  он расширил время навигации осенью и зимой на несколько недель».



Редактор: Екатерина Сытина

Дизайнеры: Елена Лебедева, Владимир Наскидаев