В России разработали проект усовершенствованного плавучего атомного энергоблока

Предприятия российской атомной отрасли совместно с центральным конструкторским бюро «Айсберг» разработали проект и схему эксплуатации усовершенствованного плавучего атомного энергоблока, который может, в частности, стать источником энергии для ряда проектов освоения Арктики. Об этом РИА Новости сообщил генеральный директор энергомашиностроительного дивизиона «Атомэнергомаш» госкорпорации «Росатом» Андрей Никипелов.

Сейчас в России создаётся пилотная атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) на основе плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов». Ранее сообщалось, что для серийного строительства таких плавучих энергоблоков нужно будет оптимизировать первоначальный проект, чтобы снизить себестоимость и сроки строительства.

По словам Никипелова, «Атомэнергомаш» совместно с другими предприятиями «Росатома» и ЦКБ «Айсберг» ведёт разработку оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). «Это несамоходное судно для снабжения электроэнергией комплексов по разработке природных ископаемых, удалённых населённых пунктов, где спрос на электричество высок и нехватку мощностей генерации приходится компенсировать дизельными установками. В частности, в перспективе он может стать надёжным энергоисточником для комплексов по разработке арктического шельфа», — сказал Никипелов в кулуарах международного форума «Арктика — территория диалога».

«В настоящее время уже определён технический облик ОПЭБа, схема его эксплуатации, и мы выходим на этап, когда можно вести предварительные переговоры с потенциальными заказчиками», — отметил гендиректор «Атомэнергомаша».

По его словам, проект учитывает весь опыт, полученный при создании ПАТЭС «Академик Ломоносов», но включает ряд новаций. «В частности, планируется, что на блоке будут установлены две самые современные и компактные на текущий момент судовые реакторные установки "Ритм-200М" суммарной электрической мощностью 100 МВт. Это на 30% повышает мощность, в два раза сокращает размеры в пределах защитной оболочки и в полтора раза — массу реакторной установки», — сказал Никипелов.

За счёт этого и ряда других проектных решений, пояснил Никипелов, обеспечиваются оптимальные габаритные характеристики судовой части: почти на 30 м сокращается длина, на 5 — ширина, на 9 тыс. т снижается водоизмещение, при этом энергоресурс блока вырастет в 3,7 раза.