Учёные создали лазерный «принтер» для деталей кораблей

Инженеры Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) разработали первую в России лазерную технологию создания и ремонта крупногабаритных корабельных деталей.

«Была спроектирована и изготовлена технологическая установка для прямого лазерного выращивания металлических изделий максимальным размером 1200х1200х800 мм», — пояснил ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.

По его словам, данная технология позволяет применять широкий набор материалов — сталь, бронзу, никелевые и титановые сплавы — при производстве различных крупногабаритных деталей для судового машиностроения — винтов, кронштейнов и других изделий весом до нескольких сотен килограммов.

«Мы используем порошковый питатель — это специальная центрифуга, которая взбивает металлическую пыль с несущим инертным газом (аргоном). В этот питатель при помощи специальных колб загружается до десяти литров металлического порошка. Получившаяся газометаллическая смесь вдувается в лазерный луч и вместе с ним подаётся на подложку. Перемещая рабочую головку аппарата, которая и подаёт лазерное излучение, и совмещённую с ним газопорошковую струю, мы можем регулировать форму изделия, которое выращивается на подложке», — отметил Туричин.

При этом скорость выращивания изделий составляет до двух килограммов в час. Установка позволяет комбинировать материалы для создания металлокомпозитов и металлокерамических изделий. Кроме того, при помощи данной технологии можно ремонтировать повреждённые изделия — можно нарастить утраченную в процессе эксплуатации часть детали.

«Технология делалась для использования в условиях Арктики. Ведь любые, даже простые механизмы, которые сломались или были утрачены полностью, на Севере могут быть заказаны только с Большой земли. Приходится тащить детали через всю страну. Это большие деньги и время, особенно если говорить о ледоколах. Нашу установку можно разместить даже на борту корабля, чтобы мобильно и достаточно быстро восстановить работу механизмов. Кроме того, аппарат способен работать с материалами, предназначенными для эксплуатации при низких температурах», — подчеркнул Глеб Туричин.

Проект был создан по заказу судоремонтного завода «Звёздочка» (Северодвинск), который входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация».