на главную
«Десятка» продолжает дрейф. Как жила станция СП-10
Когда наСеверном полюсе высадились папанинцы, Юрию Константинову шёл седьмой год. Кто мог тогда предполагать, что спустя четверть века онпримет эстафету ивозглавит дрейфующую станцию Северный полюс 10? Все время, проведённое нальдине, онвёл дневник, который даст некоторое представление ожизни иработе второй смены СП-10

Меньше суток потребовалось, для того чтобы преодолеть громадное расстояние от Ленинграда до дрейфующей станции, находящейся в центре Северного Ледовитого океана, — всего 11 часов 35 минут.

Наша небольшая льдина со всех сторон окружена трёхметровым валом торосов. Всюду домики, палатки, склады, павильоны для наблюдений. Между постройками ряды бочек, груды угля в мешках, ящики. И над всем этим мачты.

15 мая. Авралили весь день. Вывозили груз с аэродрома на станцию. Сделали 25 рейсов на Ан-2. Основная работа по завозу окончена. Погода без перемен, солнца нет, а значит, нет и координат.

17 мая. Погода окончательно испортилась: ветер, низовая метель, мороз 18°, никаких признаков наступающего лета

Ан-2 отправили на материк на регламентные работы. Через определённое число часов работы моторов все самолёты проходят профилактический осмотр. Это положение выполняется беспрекословно.

По программе метеорологи 16 раз в сутки производят наблюдения. При полётах в районе станции вводятся ещё и ежечасные наблюдения. Во время завоза полтора-два месяца метеорологи и радисты крутятся как белки в колесе. В свободное от вахты время они наравне со всеми участвуют в авралах по разгрузке самолётов, несут дежурство по станции, выполняют различные хозяйственные работы. Метеорологов на станции двое: Фёдор Петрович Заяц и Борис Остроглядов. Борис молод, худощав, подвижен, отращивает бородку — безошибочный признак того, что он впервые в Арктике. Фёдор Петрович — бывалый полярник. Он исколесил всю Арктику, зимовал на мысе Шмидта, Медвежьих островах, дрейфующей станции СП-9. Спокойный, рассудительный, отличный специалист.

Хозяйство метеостанции в полном порядке. В строго установленное время, в метель и мороз, ночью и днём выходят метеорологи на площадку.

Графический рисунок «Радиомеханик становится акробатом». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров
Графический рисунок «Радиомеханик становится акробатом». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров ©Г. Макаров

23 мая. С гидрологом Василием Ильичом Улитиным «выполняли станцию». Выполнить станцию — это значит измерить температуру и солёность воды в океане на определённых горизонтах. Батометры с глубоководными термометрами опускали на глубину сериями по 8 штук, 12 приборов оставляли про запас. С Василием Ильичом меня связывает многолетняя дружба. Вместе работали в обсерватории Певек, вместе ходили на экспедиционном судне «Ломоносов» в Чукотском море. Улитин хорошо помнит, как на одной станции лопнул от рывка судна трос, на котором были подвешены батометры, и все приборы ушли на дно.

Льдина не испытывает рывков, но осторожность не мешает; запасной комплект приборов должен быть на всякий непредвиденный случай. Показания термометров интересны. В слое 250–700 м температуры положительные. Это атлантические воды, принесённые в Арктику мощным тёплым течением — Гольфстримом. По мере продвижения на восток скорость течения замедляется, воды Атлантики перемешиваются с холодными водами Арктического бассейна, отдавая им своё тепло.

После ужина устраивали волейбольную площадку. Сровняли бугры, расчистили снег, вморозили две металлические трубы — и площадка готова. Не удержались и сразу же за мяч. Играли с большим удовольствием. Собаки Дружок и Вега с визгом гонялись за мячом, хватали его зубами, всё время путались под ногами, мешали играть. Пришлось подвергнуть их «домашнему аресту» — закрыть в пустой палатке

25 мая. Прилетела пуночка. Дежурный по станции Юрий Иванов торжественно объявил об этом событии за завтраком. Отважная птаха. Как она добралась до нас? Ведь до ближайшей земли без малого тысяча километров. Бессовестные собаки не дают ей покоя, с лаем гоняются за ней по всей льдине. Особенно стараются Боцман и Вега. Они впервые видят летающее и щебечущее существо: им всего четыре месяца, и родились они на льдине.

Солнце не заходит, с каждым днём поднимаясь всё выше и выше. Под лучами солнца тёмные предметы нагреваются и втаивают в снег, появились первые сосульки. Термометр показывает -10°, а такое ощущение, что очень тепло.

27 мая. На производственном собрании обсудили план работы на июнь. План наблюдений напряжённый. В Арктике начинается навигация, поэтому данные наблюдений нашей станции по метеорологии, гидрологии, аэрологии и дрейфу льда будут особенно нужны при составлении синоптических и ледовых прогнозов по трассе. Прибавляются и хозяйственные заботы: надо подготовиться к летнему таянию, очистить территорию лагеря от мусора, накопившегося за долгую полярную ночь.

Графический рисунок «На льдине в полярную ночь». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров
Графический рисунок «На льдине в полярную ночь». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров ©RIA Novosti.Г. Макаров

1 июня. Первый день лета. Тепло, всего 1,5° мороза. Выглянуло солнце. Ан-2 находится в Тикси, регламентные работы закончили. Вылет задерживается из-за плохой погоды по трассе.

5 июня. Суббота — банный день. Попарились вволю. Дубовые венички, в предбаннике заботливо приготовленный поваром Володей Загорским квас в бочонке. Чем не Сандуны? Похлещешься веничком, ополоснёшься ледяной водичкой — и усталости как не бывало. Баня в Арктике — первейшее дело!

Авралов сегодня нет. После ужина в третий раз смотрели «Карнавальную ночь». Все кинокартины просмотрены по нескольку раз, но наш «кинотеатр» всегда полон.

Льдина медленно продвигается на север.

15 июня. Аскольд Шилов включил трансляцию на час раньше. Передавали сообщение ТАСС. «Восток-5» в космосе! На борту Валерий Быковский. Жаль, что мы не сможем увидеть полёт Валерия: в наши широты «Восток-5» не залетает.

16 июня. Солнце. Наконец-то облака рассеялись! Определили координаты: 81°46' с.ш., 149°11' в.д. На льдине оживление. Каждый старается найти работу на воздухе. Доктор строит из досок от разобранных ящиков стеллаж для продуктов. Заяц и Остроглядов, воспользовавшись безоблачной погодой, проводят поверку актинометрических приборов. Радисты засыпают опилками основания радиомачт, предохраняют их от вытаивания. Ионосферисты целый день заготовляют растопку для печки. Около их домика вытаивают ящики из-под продуктов. Сухие мелко нарубленные дощечки — лучшая растопка. Аэрологи решили осушить большую снежницу около павильона, бурят лунку. Единогласно изменили распорядок дня.

17 июня. В космосе женщина! Это здорово! Молодец, Валентина! Новость обсуждается особенно оживлённо.

Трансляция не выключается круглые сутки. Ждём сообщений о благополучном приземлении наших космонавтов. Холостяку, командиру Ан-2 Володе Витушкину, предлагают послать в космос телеграмму с предложением «руки и сердца»

28 июня. Авиаторы весь день трудились на аэродроме, отводили воду, бурили, засыпали снежницы кусками льда с торосов. Таяние не оставило в покое наши склады. Водворили всё на место и обвязали верёвками. Льдина продвигается на север, пересекли 82-ю параллель. За месяц в лагере стаяло 80 см льда.

3 июля. Идёт дождь. Крупные капли барабанят по крышам домиков, в снежницах пузыри. Осушительная система действует безотказно, вода по канавам устремляется к лункам и с шумом стекает в океан.

9 июля. На станции стоит «обычная» погода. Туман чередуется с мелким дождём, температура держится около нуля. За 9 дней июля продвинулись, если считать по прямой, на 10 км к северо-западу. С базы сообщили, что в разводье рядом с лагерем видели стадо белух. Около нашей льдины никто не появляется, а в первую смену станцию частенько навещали хозяева Арктики — медведи. Даже морж умудрился вылезти через лунку и натворить много бед в палатке гидрологов. В то время льдина находилась в Восточно-Сибирском море сравнительно недалеко от берегов.

17 июля. Солнце. Тихо. Температура 4,1°. Это самая высокая температура за летний период. Доктор пропагандирует воздушные ванны. Агитировать никого не приходится — все свободные от наблюдений на воздухе. Фотографам раздолье: торосы рядом с домиками отражаются в зеркальной синеве снежниц. Отличные получатся кадры!

27 июля. Герой дня — ионосферист Костя Борисов. Дежурный радист Лёня Васильев вручил ему долгожданную телеграмму: родился сын. Счастливый отец принимает поздравления. По этому поводу из запасов станции извлекли бутылку шампанского, Загорский испёк торт

28 июля. День Военно-морского флота. Торжественно провели замену флага. Новое двухметровое алое полотнище с серпом и молотом под троекратный салют из карабинов заколыхалось на мачте. Станция преобразилась, стала праздничнее. После подъёма флага — соревнования по стрельбе из карабина на 50 и 100 м. Абсолютным чемпионом стал Фёдор Петрович Заяц — участник Великой Отечественной войны. На товарищеском ужине победителю вручили приз — книгу с подписями участников соревнований и координатами станции.

Графический рисунок «Поднят флаг Советского Союза». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров
Графический рисунок «Поднят флаг Советского Союза». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров ©RIA Novosti.Г. Макаров

1 августа. Подвели итоги работы за месяц. План наблюдений выполнен полностью. Особенно порадовали аэрологи: среднемесячная высота подъёма радиозондов — 32 км.

8 августа. Можно считать, что период таяния закончился. По самым скромным подсчётам, вес льдины уменьшился за счёт таяния на 300 тыс. т. Кают-компания, дизельная, палатки, домики стоят на ледяных буграх с отвесными стенками. У каждого домика самодельные трапы из ящиков и бочек; самый комфортабельный трап, с поручнями, у кают-компании.

18 августа. Первая настоящая пурга. Ветер свистит в оттяжках антенн и проводах, стучит по стенкам домиков брезентом. Снег слепит глаза, забирается за воротник, набивается в карманы куртки. Температура воздуха -3°. Лето кончилось

25 августа. Пролетел ледовый разведчик — самолет Ил-14, сбросил почту. В институте полным ходом идёт подготовка к осеннему завозу. Состав третьей смены уже подобран. Начальником назначен Виктор Захаров, способный учёный и опытный полярник. Прибытие новой смены будет зависеть от окончания строительства аэродрома для самолётов экспедиции.

31 августа. Последний аврал на малом аэродроме. Взлётно-посадочная полоса готова. Теперь можно приниматься за строительство основного аэродрома. В результате длительных поисков с самолёта решили строить аэродром на паковом льду базы. Ровных годовалых полей в радиусе 15 км найти не удалось.

1 сентября. Первый день работы на аэродроме базы. Ан-2 сел в километре от места строительства на уцелевшем куске аэродрома длиной 350 м, отделённом от основного поля трещиной. Перебирались через неё по доскам. Работали в три смены, по 4 часа каждая.

5 сентября. К вечеру погода испортилась. Густой туман окутал льдину. Третья смена не смогла вылететь на базу. Работали в лагере станции, отвозили от камбуза к полосе пустые газовые баллоны. За 45 дней льдина под действием ветра и течений описала петлю длиной 320 км. Солнце уже садится, ночи ещё нет, сумерки длятся 2 часа. С каждым днём тёмное время суток будет увеличиваться.

Графический рисунок «Для ускорения разгрузочных работ хороша любая техника». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров
Графический рисунок «Для ускорения разгрузочных работ хороша любая техника». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров ©RIA Novosti.Г. Макаров

7 сентября. С утра было тихо. Первая смена вылетела на аэродром. Но в 11 часов началось сжатие. В движение пришёл лёд к югу и западу от станции. С глухим шумом рассыпались на отдельные куски гряды торосов. Возникали новые трещины, и тут же края льдин смыкались, нагромождая груды льда. Полёты второй и третьей смен отменили.

12 сентября. Четыре дня стоит нелётная погода: низкая облачность, метель. Занимаемся подготовкой станции к зиме. Женя Басков провёл профилактический ремонт дизелей, проверил линии электропередачи. Володя Зуев и Костя Борисов закончили сооружение пристройки к камбузу, прорубили в неё дверь из прихожей кают-компании, сделали полки. Повару новой смены не придётся бегать за продуктами в палатку — теперь всё под рукой. Николай Иванович провёл очередной медосмотр. Больных нет, здоровье у всех хорошее, несмотря на ежедневную тяжёлую физическую работу на аэродроме. Метеорологи и аэрологи просматривают материалы наблюдений, готовят их к предстоящей сдаче в фонды ААНИИ. В кают-компании всё чаще возникают разговоры о Ленинграде и предстоящем отпуске.

18 сентября. Опять аэродром. Метр за метром грызём кирками бугры, рвём толом, разравниваем планировщиком, растаскиваем на волокушах. Работаем напряжённо. До 1 октября осталось всего 12 дней.

Через две недели наступит ночь, в темноте много не сделаешь. Пересмотрели график работ. Работаем в две смены, для третьей смены не хватает светлого времени. До заветного красного флажка, воткнутого в торос на конце размеченной полосы, ещё 400 м. Больше половины работ выполнено

20 сентября. Опять перерыв в строительстве полосы. Свирепствует метель, ветер западный, 18 м/сек., температура -16°. Метель безжалостно сводит на нет наши труды. На аэродроме станции появились плотные надувы снега. На стоянке Ан-2 намело сугроб. Не меньше 8 часов потребуется на расчистку полосы для взлета Ан-2.

23 сентября. Третий день не унимается пурга, в лагере растут сугробы. Сегодня ветер начал стихать: его скорость 13 м/сек. Ветер принёс много хлопот аэрологам. Вчера Бондаренко и Зуев 3 часа работали на пронизывающем ветру при 20-градусном морозе. Четыре неудачных выпуска. Четыре раза ветер разбивал хрупкие приборы о лёд. Снова и снова аэрологи наполняли оболочки, прикрепляли приборы, и только пятая попытка увенчалась успехом — зонд ушёл в воздух.

25 сентября. Ветер утих. С 8 до 11 часов расчищали полосу от снега, готовили Ан-2 к вылету. На аэродроме базы работали две смены. Прибавилось ещё 70 м.

Графический рисунок «Подготовка аэродрома на льдине». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров
Графический рисунок «Подготовка аэродрома на льдине». Полярная станция «СП-10». Репродукция. Художник Герман Николаевич Макаров ©RIA Novosti.Г. Макаров

26 сентября. Снова метель. С утра было относительно тихо — скорость ветра 6 м/сек. Разогрели мотор, взлетели; пока работала первая смена, ветер усилился до 12 м/сек. При посадке на аэродром станции порыв ветра развернул Ан-2 поперёк полосы, у самого льда удалось выровнять машину и благополучно сесть. Полёты второй смены отменили.

2 октября. Начался последний месяц дрейфа. Аэродром готов. Ровная широкая лента прорезала торосы. Не верится, что эта работа выполнена нашими руками. По самым скромным подсчётам, взорвано, вырублено кирками и отвезено на волокушах в снежницы более 1000 т льда

И это мы сделали, не прерывая основных научных наблюдений, не снижая их качества. Об окончании работ и готовности полосы сообщили в ААНИИ и начальнику экспедиции «Север-15» Рогачёву.

23 октября. Первый самолёт принят на аэродром базы. Посадка прошла отлично, полоса выдержала испытания.

…Вот и пришло время расставания. Дрейф закончен. Последний раз проходим по льдине, прощаемся с новыми хозяевами, желаем успеха в работе, просим беречь льдину. Владимир Витушкин делает прощальный круг над станцией. Под крылом проплывают тёмные кубики домиков, ровная цепочка огней старта малого аэродрома, гряды торосов, окружающие льдину.

До свидания, «десятка»! Счастливого дрейфа!

 

 

Отрывки из главы «„Десятка“ продолжает дрейф» сборника «Двенадцать подвигов»
Гидрометеорологическое издательство. 1964 год