Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Станции выполняют программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, лёдоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также биологии моря.
Первым идею организации научных станций на дрейфующих льдинах в Центральной Арктике высказал норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, вернувшись из своей знаменитой экспедиции 1893–1896 годов, во время которой впервые был совершён запланированный дрейф на судне «Фрам», вмороженном в паковые льды.
Канадский полярный исследователь Вильялмур Стефансон предпринял первую попытку создания дрейфующей станции. В марте 1918 года экспедиция под руководством Стуркера Сторкерсона разбила лагерь на льдине площадью более 400 кв. км в нескольких сотнях километров от Аляски. Во время дрейфа полярники проводили гидрометеорологические наблюдения. В ноябре экспедиция благополучно вернулась на материк.
Первая советская станция
В СССР сторонниками создания станции в районе Северного полюса были академик Отто Шмидт и профессор Владимир Визе, которые поддержали и развили идеи Нансена.
Проект основания научной станции на полюсе был впервые рассмотрен ещё в 1929 году по предложению Визе, однако до 1935 года практических шагов в этом направлении не предпринималось.
1 мая 1937 года на льдине в районе географического Северного полюса высадились самолёты Высокоширотной воздушной экспедиции, которые доставили коллектив дрейфующей станции и грузы для неё.
«Поздравляем друг друга, восхищаемся умелым полётом и посадкой. Не верится, что мы на полюсе, не верится, что осуществилась столетняя мечта человечества. Однако общее возбуждение, радостные возгласы, весёлые глаза лишний раз подтверждают, что знаменательное событие произошло», – писал Эрнст Кренкель о высадке на льдине.
Иван Папанин
(начальник станции)
За успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза
Весёлый
(полярная лайка)
Нёс круглосуточную вахту, охраняя станцию от белых медведей. Славился весёлым и дружелюбным нравом, что подробно описано в дневниках Папанина
Брезентовая палатка
Папанинцы на протяжении всей экспедиции жили в утеплённой палатке, разработанной на московском заводе «Каучук» специально для арктических условий.
Её каркас изготовили из легко разбирающихся алюминиевых труб, стены – из брезента, между ними проложили два слоя гагачьего пуха, пол сделали резиновый, надувной. В палатке не было даже печки, она отапливалась большой керосиновой лампой.
Пётр Ширшов
(океанолог)
Доказал ошибочность гипотезы об отсутствии жизни в полярных широтах Северного Ледовитого океана
Кухня
Рацион для полярников разрабатывал институт инженеров общественного питания. При этом учитывались не только вкусовые качества и питательные свойства продуктов, но и их вес.
Припасы папанинцев – набор продуктов в сухом виде на 40 человеко-дней – хранились в больших запаянных жестяных банках.
Эрнст Кренкель
(радист)
После дрейфа на станции «Северный полюс» работал начальником управления полярных станций и связи Главсевморпути
Евгений Фёдоров
(геофизик-метеоролог)
В день открытия станции, 6 июня 1937 года, измерил глубину моря на Северном полюсе — она равна 4290 м
Станция «Северный полюс – 1» работала в Арктике в течение девяти месяцев (274 дня) — до 19 февраля 1938 года, продрейфовав более 2000 км. Ледоколы «Таймыр» и «Мурман» забрали зимовщиков с льдины за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
В среднем за год на станции выполняется 600—650 измерений глубин океана, 3500—3900 метеонаблюдений за комплексом элементов погоды, 600—650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, 1200—1300 измерений температуры и взятий проб морской воды на химический анализ. Производятся также магнитные, ионосферные, ледовые и другие наблюдения. Регулярное определение координат льдины астрономическим способом позволяет получать данные о направлении и скорости её дрейфа.
В ходе работы станций были сделаны важные физико-географические открытия, получены ценные выводы о закономерностях и взаимосвязи процессов в водной оболочке и атмосфере Земли, в её полярной области.
К наиболее важным относятся открытие глубоководного хребта Ломоносова, пересекающего Северный Ледовитый океан, и других поднятий и впадин дна океана, открытие двух основных систем дрейфа льдов (выносной и круговой), установление факта активного проникновения циклонов в Центральную Арктику.
После первого удачного опыта организации дрейфующей станции работу пришлось прервать — начиналась Вторая мировая война. Станция «Северный полюc — 2» работала с 1 апреля 1950 года по 11 апреля 1951-го, и с этого времени дрейфующие станции работали во льдах Центральной Арктики до июля 1991 года, когда в Арктике закрылась последняя советская дрейфующая станция «Северный полюс – 31».
В марте 2003 года правительство России приняло решение возобновить программу исследований с дрейфующих станций «Северный полюс», и 25 апреля 2003 года была открыта первая российская дрейфующая станция – «Северный полюc – 32». С этого времени станции стали работать регулярно