Добавьте Арктик.ру в «Мои источники» Яндекс.Новостей

В Красноярском крае найдены останки двух затонувших пароходов XIX века

Экспедиционный центр Русского географического общества Сибирского федерального округа обнаружил на севере Красноярского края останки двух затонувших кораблей XIX века, сообщает «Интерфакс». По словам участников экспедиции, английский пароход «Темза» был найден недалеко от Туруханска, а российский клипербот «Северное сияние» — на территории Таймыра.

«Останки первого судна — английского парохода "Темза" (Thames) — мы обнаружили в устье реки Сальная Курья, неподалеку от деревни Горошиха, в Туруханском районе края. Судно лежит под водой, на глубине от 2 до 10 м. Насколько хорошо пароход сохранился, сказать сложно. Судно занесено илом и песком, видно только часть кормовой надстройки», — сообщил один из участников экспедиции, преподаватель Сибирского государственного аэрокосмического университета Александр Гончаров.

Пароход под управлением английского мореплавателя Джозефа Виггинса пришёл на Енисей через Карское море в 1876 году. «Виггинс несколько раз пытался пройти по Карскому морю, наконец в 1876 году это ему удалось. Его британская паровая яхта "Темза" стала первым паровым торговым судном, зашедшим в Енисей», — отметил Гончаров.

В 1877 году «Темза» села на мель в районе Игарки и была затоплена во время весеннего паводка. Команда отправилась обратно в Англию по суше.

В 1876 году на Енисее встал на зимовку пароход «Северное сияние». Экипаж заболел цингой, спастись удалось только командиру Давыду Шваненбергу и штурману Нумелину. Пароход, повреждённый весенним ледоходом, был брошен.

«Останки предположительно парохода "Северное сияние" мы нашли на Большом Бреховском острове, в протоке Малый Енисей. Большая часть этого судна лежит на берегу, у шхуны уцелел устав (Корпус — Прим. ред.), часть палубы, шпангоуты, металлические крепления, днище. Находка для нас очень ценная, поскольку это один из немногих сохранившихся образцов сибирского судостроения той эпохи», — сообщил Гончаров.

По его словам, теперь на месте гибели пароходов необходимо провести археологические работы, анализ останков, чтобы выяснить, есть ли возможность поднять и восстановить суда.