Участники конгресса Университета Арктики предложили меры по улучшению экологической ситуации

Участники конгресса Университета Арктики, который проходит в Санкт-Петербургском государственном университете, обсудили проблемы экологии региона. Как сообщает пресс-служба СПбГУ, ведущие эксперты университета рассказали о том, как уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду и почему нефтедобыча для Арктики опаснее, чем добыча газа.

Руководитель лаборатории «Эффективность экономики и окружающая среда» СПбГУ Фредерик ван дер Плоег отметил, что нарушение экологии Арктического региона окажет влияние на всю планету. Значительный подъём уровня моря, таяние вечной мерзлоты и, как следствие, выделение метана, увеличение миграций людей и животных являются проблемой не только Арктики, но и всей Земли.

«Человечеству необходимо найти баланс между увеличением производства товаров и увеличением потребления энергии для этих целей. И об этом должны задумываться не только учёные, но и политики», — отметил профессор ван дер Плоег. По мнению учёного, в сложившейся ситуации необходимо ввести плату за выброс вредных веществ в окружающую среду.

«Если мы начнём экономить и снижать издержки, а не потреблять всё больше товаров, как будто живём последний день, мы сможем отодвинуть порог глобальной катастрофы. У нас ещё есть время для улучшения экологической ситуации», — подчеркнул эксперт.

Доцент СПбГУ, участник экспедиций в Арктику и Антарктику в 1966-67 гг. и 1968-74 гг. Андрей Алимов в свою очередь рассказал о том, как предотвратить гибель уникальных экосистем Арктики при добыче полезных ископаемых.

По словам исследователя, наибольшую опасность для региона представляет добыча нефти, так как при аварийных разливах в арктической зоне не только возникают нефтяные пятна, которые в условиях севера труднее ликвидировать, но и меняется альбедо (отражающая способность снежного покрова). «Даже сравнительно небольшое уменьшение отражающей способности снега может привести к возрастанию поглощённой им радиации и, как следствие, оказать существенное влияние на сроки и интенсивность процесса таяния», — пояснил учёный.

Кроме того, опасность представляют собой льяльные воды — морская вода, которая поступает в производственные помещения судна для обеспечения работы судовых двигателей, а после использования она попадает обратно в океан.

Ещё одной угрозой являются так называемые инвазионные виды, попадающие в Арктику с проходящими транспортными средствами. Эти виды способны выжить и распространиться в новом климате, серьёзно изменяя арктические экосистемы.

«Важнейшей мерой, в которой нуждается всё мировое сообщество для сохранения хрупких арктических экосистем, является налаживание международного наземного, воздушного и спутникового мониторинга, а также создание банка гидрометеорологических и биологических данных, — подчеркнул эксперт СПбГУ. — Уверен, что главное при реализации проектов в Арктике — это отсутствие спешки и планомерное проведение климатологических измерений».