Инфраструктура

Транспорт

Развитие инфраструктуры — строительство путей сообщения, в том числе железных дорог, портов, дорог, аэропортов, — тесно связано с добычей полезных ископаемых в Арктике. Из-за суровых климатических условий возведение и ремонт инфраструктуры в этом регионе усложняются.

Наземный транспорт

Наибольший приоритет в Арктике отдаётся авиации и судоходству, однако шоссе, железные дороги и трубопроводы также играют существенную, хотя и менее значительную роль. Крупных путей сообщения здесь немного, поэтому грузо- и пассажиропоток ограничен.

Главное исключение — Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая Москву с российскими дальневосточными регионами, а также Монголией, Китаем и Японским морем. Длина Транссиба — свыше 9 тыс. км. Это самая протяжённая железная дорога в мире и самая загруженная в России. Помимо неё железных дорог в Арктике очень немного — это специализированные линии транспортировки, по которым сырьё поступает в отдельные порты.

Немногочисленные автодороги в регионе ограничены в основном пределами населённых пунктов и выполняют функцию обслуживания внутренних нужд, не имея международного значения. Качественные дороги расположены в основном на севере Скандинавии.

В отличие от многих других частей планеты, в Арктике зимой создаются благоприятные условия для перевозок. Почва промерзает и становится твёрдой, устанавливается ледовый покров, по которому могут передвигаться многие виды транспорта — от собачьих упряжек до тяжёлого промышленного оборудования. Летом, когда верхний слой вечной мерзлоты подтаивает и размягчается, а почва становится болотистой, передвижение транспорта затруднено.

Трубопроводы

Ещё один важнейший объект инфраструктуры — трубопроводы, проложенные в арктических зонах США, Канады и России для транспортировки нефти и газа в порты, на перерабатывающие заводы и в центры перераспределения за пределами региона. В середине ХХ века открытие обширных, но отдалённых нефтегазовых месторождений положило начало строительству трубопроводов большой протяжённости. К началу 1980-х на территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа и на северном склоне хребта Брукса (Аляска) были возведены основные системы. Позднее появилась разветвлённая сеть вспомогательных трубопроводов между второстепенными месторождениями.

Аэропорты

Полёты авиации осуществляются по обе стороны от полярного круга. Над Северным полюсом проходят воздушные трассы, соединяющие Европу, Северную Америку и Японию. Аэропортов в Арктике много, однако большинство из них предназначены для малой авиации.

Кангерлуссуак — единственный в Гренландии гражданский аэропорт, способный принимать большие авиалайнеры, на Шпицбергене расположен аэропорт Свальбард (Лонгйир). Этот аэропорт является самым северным в мире гражданским авиаузлом. В российской части Арктики также существуют аэропорты, среди них аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года. Он принимает самолёты практически всех типов.

Морское сообщение

В настоящее время в водах Арктики курсируют танкеры, балкеры, траулеры, баржи и буксиры, ледоколы, пассажирские и исследовательские суда, а также суда снабжения. Существует три основных запроса на услуги морского транспорта: вывоз природного сырья из региона, доставка товаров местному населению и туризм. Наиболее интенсивно водное пространство используется у северо-западного арктического побережья России, а также у берегов Норвегии, Гренландии, Исландии и Аляски.

Самые крупные порты и гавани:

— Россия — Мурманск, Архангельск, Лабытнанги / Салехард, Дудинка, Игарка, Диксон, Тикси и Певек, Сабетта, Уэлен;

— Канада — Тектоякчек, Нанизивик, Черчилл, Икалуит;

— Норвегия — Тромсо, Киркенес, Вардо;

— Соединённые Штаты Америки (Аляска) — Ред-Дог, Барроу, Валдес.

Всё более значимыми становятся два морских маршрута. Первый — Северный морской путь, огибающий Евразию с севера и ограниченный Новой Землей с запада и Беринговым проливом — с востока. Начиная с 1978-1979 годов российские ледоколы круглый год прокладывают путь кораблям на большей его части. В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства.

Второй — Северо-западный проход: путь вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг в Берингов пролив.