География
Российские полярники нашли шхуну «Эйра», затонувшую у Земли Франца-Иосифа в 1881 году
© RIA Novosti. Вера Костамо

Российские полярники нашли шхуну «Эйра», затонувшую у Земли Франца-Иосифа в 1881 году

Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2017. По следам двух капитанов» обнаружила на юге архипелага Земля Франца-Иосифа затонувшую английскую шхуну «Эйра», сообщил соруководитель экспедиции Александр Чичаев на пресс-конференции в Мурманске в четверг.

Как сообщает «Интерфакс», проект «По следам двух капитанов» посвящён поиску шхуны «Святая Анна» экспедиции полярного исследователя Георгия Брусилова, пропавшего в 1910-х годах. Однако из-за тяжёлой ледовой обстановки в августе яхта Alter Ego российской мемориальной экспедиции вынуждена была остановиться у мыса Флора и начать искать место гибели британской шхуны «Эйра».

На «Эйре» английский исследователь и путешественник Бенджамин Ли Смит, открывший несколько островов архипелага, собирался продолжить изучение Земли Франца-Иосифа и её природы. В августе 1881 года у мыса Флора льды затерли «Эйру» и судно затонуло, а Ли Смит и члены его экспедиции стали первыми путешественниками, которые остались там на зимовку. Вынужденная остановка на мысе Флора продлилась десять месяцев, на протяжении этого времени экспедиция продолжала вести наблюдения и собирать ценные для науки материалы.

Как сообщает агентство, сведения о месте гибели шхуны «Эйра» были записаны в дневнике Ли Смита, но до настоящего времени никто из полярников не находил точное место крушения.

«Мы увидели и нашли судно английского исследователя Бенджамина Ли Смита, судно "Эйра". Я уверен в этом на 100%, хотя мы, конечно, не проводили специальных исследований, мы технически не могли этого сделать, но набор той информации и тех признаков, которые известны о месте гибели шхуны, однозначно свидетельствуют: это она», — рассказал Чичаев.

Затонувшее английское судно было обнаружено на глубине около 20 м при помощи многолучевого эхолота. Съёмка подводной камерой позволила установить, что размеры деревянной шхуны — 10 на 50 м. В дальнейшем для достоверности потребуется обследование с подводным погружением. По словам Чичаева, поднять судно затруднительно, так как место, где оно затонуло, неудобно для подводных работ. Российские путешественники ещё не сообщали о своём открытии английским коллегам.

Исследователи не исключают, что в будущем будет обсуждаться подъём шхуны на поверхность и её музеефикация. Однако для такой процедуры потребуется соблюдение административных регламентов и в первую очередь согласие специалистов, которые оценят степень разрушения судна за прошедшие 136 лет.