Аналитика

Учёные: школьники из числа коренных народов Севера более стрессоустойчивы и самостоятельны, чем их сверстники

Старшеклассники, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости, стремлением к взрослому поведению, мотивированностью и самостоятельностью по сравнению со своими сверстниками. К таким выводам пришли специалисты Тюменского государственного университета (ТюмГУ).

Целью исследования было выявить субъективные основания для формирования личностной готовности к выбору профессии у учащихся, проживающих в условиях Арктики. В исследовании, проводившемся на базе образовательных учреждений Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Тюмени среди подростков 14-17 лет, принимали участие психологи и педагоги.

В контрольную группу вошли 103 старшеклассника — 49 юношей и 54 девушки. Экспериментальную выборку составили 16 представителей коренных малочисленных народов Севера (6 юношей и 10 девушек) — ненцев.

В ходе исследования оценивались следующие показатели готовности старшеклассников к выбору профессии:

1) автономность;
2) информированность;
3) принятие решения;
4) планирование;
5) эмоциональное отношение.

 

Схема 1
Схема 1. Схема 1Схема 1образование школьники кмнсhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1669/915edscience.ruСхема 1edscience.ru96/54/965422.jpg 965422 0 1000 0 595 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 9 585 96/54/965422.jpg 965422 12 987 0 595 96/54/965422.jpg 965422 97 902 0 595 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 6 588 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 0 595 96/54/965422.jpg 965422 128 871 0 595 96/54/965422.jpg 965422 40 959 0 595 96/54/965422.jpg 965422 202 797 0 595 96/54/965422.jpg 965422 4 995 0 595 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 12 582 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 31 563 96/54/965422.jpg 965422 59 940 0 595 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 9 585 96/54/965422.jpg 1 965422 5 995 0 638 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 16 578 96/54/965422.jpg 965422 0 1000 2 592 96/54/965422.jpg 965422 125 874 0 595 96/54/965422.jpg 965422 62 937 0 595 96/54/965422.jpg96/54/965422.jpg

«Cтаршеклассники из числа коренных малочисленных народов Севера субъективно более устойчивы, чем "некоренные" учащиеся, в сложных жизненных обстоятельствах. К таким трудным моментам, безусловно, относится и выбор профессии», — рассказала доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Галина Кухтерина.

По её словам, изучение готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников-северян демонстрирует их большую самостоятельность, автономность, а сама ситуация принятия решения о начале профессиональной деятельности внушает им больший оптимизм, нежели «некоренным» сверстникам. Они склонны расценивать необходимость профессионального выбора как позитивную возможность.

Оценивались также и несколько показателей субъективного благополучия старшеклассников:

1) напряжённость и чувствительность;
2) признаки психоэмоциональной симптоматики;
3) изменения настроения;
4) значимость социального окружения;
5) самооценка здоровья;
6) удовлетворённость повседневной деятельностью.

 

Схема 2
Схема 2. Схема 2Схема 2образование школьники кмнсhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1669/915edscience.ruСхема 2edscience.ru96/54/965467.jpg 965467 0 1000 0 592 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 8 584 96/54/965467.jpg 965467 13 986 0 593 96/54/965467.jpg 965467 98 901 0 593 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 5 587 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 0 593 96/54/965467.jpg 965467 129 870 0 593 96/54/965467.jpg 965467 41 958 0 593 96/54/965467.jpg 965467 203 796 0 593 96/54/965467.jpg 965467 5 994 0 593 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 11 581 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 30 562 96/54/965467.jpg 965467 61 938 0 593 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 8 584 96/54/965467.jpg 1 965467 5 995 0 638 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 15 577 96/54/965467.jpg 965467 0 1000 1 591 96/54/965467.jpg 965467 126 873 0 593 96/54/965467.jpg 965467 63 936 0 593 96/54/965467.jpg96/54/965467.jpg

Результаты исследования показали, что у коренных ненцев в целом ниже показатели напряжённости и чувствительности, психоэмоциональной симптоматики и удовлетворённости повседневной деятельностью по сравнению со сверстниками. Одновременно старшеклассники арктических территорий демонстрируют более высокие показатели изменения настроения, значимости социального окружения и самооценки здоровья.

Как пояснили педагоги, всё это может быть продиктовано спецификой жизни в суровом природном климате и связанной с этим необходимостью более раннего взросления. «Представители молодого коренного населения Севера являются ценным ресурсом для развития арктической зоны, поскольку они довольно рано начинают ориентироваться на профессиональную самореализацию и при этом обладают навыками выживания и большей приспособленностью к жизнедеятельности в экстремальных климатических условиях», — комментирует результаты исследования Людмила Федина.

По мнению исследователей, полученные данные помогут расширить представления о влиянии личностных характеристик и субъективного благополучия на готовность к выбору профессии выпускников общеобразовательных школ, расположенных на арктических территориях, а также позволят более точно и адресно выстроить систему профориентации учащихся старших классов. Ведь забота государства о безопасности и благополучии представителей коренных малочисленных народов Севера среди прочего подразумевает подготовку подростков и старших школьников к условиям меняющегося мира, чьё профессиональное самоопределение должно быть направлено на решение задач по сохранению национальной идентичности, сбережение этнической культуры.

И как отметил ведущий аналитик Центра развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук Сергей Боргояков: «Важнейшую роль в реализации двух разнонаправленных векторов развития коренных малочисленных народов Севера — обеспечении возможности подрастающего поколения успешно интегрироваться в современное общество и одновременном формировании полноценных навыков жизни в экстремальных природных условиях, сохранении и развитии их самобытной культурной идентичности — играет система образования и усиление внимания к психолого-педагогическому сопровождению социально-профессионального самоопределения школьников».

Более подробная информация о результатах исследования опубликована в журнале «Образование и наука».

Читайте также