Особенности развития системы образования в арктических регионах России обсудили в Совете Федерации

Состоялось заседание совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, на котором обсуждались особенности развития системы образования в арктических регионах Российской Федерации. Мероприятие провёл председатель совета по Арктике и Антарктике, заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов.

Сенатор отметил, что в настоящее время вопросы развития арктических регионов и Дальнего Востока выходят на первый план и приобретают особое значение.

«Комплекс предложенных мер позволит повысить доступность качественного образования в Арктике, а также более гибко реагировать на потребности рынка труда в этом макрорегионе», — сказал парламентарий.

Александр Акимов отметил, что для реализации поставленных целей в арктической зоне требуется консолидация усилий как федеральных, так и региональных властей. «До сих пор остро стоят такие проблемы, как миграционный отток населения из арктических регионов, устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений, отсутствие эффективной системы прогнозной оценки кадровой потребности в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, недостаточное взаимодействие учебных учреждений с компаниями, которые ведут хозяйственную деятельность на территории Арктики», — сообщил сенатор.

По его словам, для комплексного решения указанных проблем Минвостокразвития России разрабатывает основополагающие документы, которые предопределят развитие арктической зоны на ближайшие 15 лет: основы государственной политики в арктической зоне до 2035 года и стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

«Однако в правовых актах отсутствуют нормы и требования, которые устанавливают специфические условия деятельности образовательных учреждений в арктической зоне. К таким особенностям относятся кочевая школа и школа-интернат. В Министерстве просвещения с 2019 года создана рабочая группа по выработке предложений по внесению изменений в законодательство в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в кочевых школах», — указал Александр Акимов и добавил, что круглогодично в Арктике кочует порядка 20 тысяч тундровиков с семьями.

Парламентарий отметил, что новые возможности обеспечения доступности и высокого качества образования, в том числе дополнительного, открывают современные цифровые технологии. К 2021 году в рамках национального проекта «Образование» все без исключения школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету. «Это даст возможность всем школам арктических регионов шире использовать возможности онлайн-образования, а учителям — дистанционно повышать свою квалификацию, а также решить вопрос с дефицитом кадров в отдалённых районах», — подчеркнул законодатель.

Заместитель министра просвещения Андрей Николаев рассказал об особенностях развития системы образования в арктических регионах Российской Федерации.

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков высказался за внесение изменений в законодательство, которые закрепили бы понятие «кочевые школы» и их специальное финансирование.

В обсуждении приняли участие сенаторы, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти арктических регионов, учёные и эксперты.

По итогам мероприятия приняты рекомендации в адрес правительства Российской Федерации, Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, органов государственной власти субъектов России, входящих в состав арктической зоны, Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Рекомендации нацелены на дальнейшее активное развитие системы образования в арктических регионах страны.