Саргылана Игнатьева: Мы внедрили арктический компонент в образование

В современном мире, в частности в Арктике, довольно остро ощущается проблема сохранения культурного наследия коренных народов. Ее решением занимается в том числе Арктический государственный институт культуры и искусств. Мы поговорили с ректором вуза Саргыланой Семёновной Игнатьевой о новых подходах к работе, истории учебного заведения и современных студентах.

Саргылана Семёновна, расскажите, пожалуйста, о деятельности вуза.

Арктический государственный институт культуры и искусств находится в Якутске, подобного многопрофильного вуза в сфере культуры и искусства в регионе нет. Нашей миссией является сохранение и развитие культурного наследия региона севера России и Арктики в целом, и мы стремимся, чтобы вуз стал лидером по разработке некоей модели обустройства жизни в условиях вечной мерзлоты.

Арктический институт был создан в 2000 году и объединил в себе несколько якутских филиалов российских вузов: школы-студии МХАТ, Уральской консерватории, Красноярского художественного института и Восточно-Сибирской академии культуры и искусств.

Кроме того что мы изучаем и сохраняем арктическую культуру, мы пытаемся создать в высоком смысле этого слова новые формы искусства на основе традиций и знаний, которые станут новым в мировом образовательном и культурном пространстве. Частично это нам удаётся.

А что это за новые формы?

Например, у нас по классическим канонам обучаются студенты по специальности «актёрское искусство». С ними работают мастера — народные и заслуженные артисты, выпускники Щепки и ГИТИСа. В ходе преподавания они внедряют в учебные планы и свою методику элементы традиционной культуры.

Сейчас в республике создан театр «Олонхо» (олонхо — это шедевр нематериального наследия ЮНЕСКО, эпическая традиция народа саха, занимает центральное место в системе якутского фольклора). Здесь работают наши студенты, превращая традиционное песнопение и исполнение олонхо в настоящее искусство.

Мы внедрили арктический компонент.

Что это значит? Поясните, пожалуйста.

Мы включили в учебный процесс 49 дисциплин, которые касаются арктиковедения, традиционной культуры, языка, истории, географии народов Арктики. Выстроена практико-ориентированная система обучения. Это значит, что студент в ходе обучения может со второго-третьего курса работать в учреждениях культуры — библиотеках, музеях, театрах. Таким образом, с самого начала появляется практическая направленность образования. 

А студенты интересуются этой арктической направленностью?

К нам поступают, безусловно, талантливые ребята, и им близка наша миссия. Наши студенты все уникальные, творческие и очень любят свой край и свою культуру.

Например, одна наша выпускница — энка, это коренной малочисленный самодийский народ численностью менее 300 человек. Её мама занималась сохранением энцкой культуры, и она хотела дальше развивать свою традиционную обрядовую культуру, декоративно-прикладное искусство. У нас учились хореографы-коряки — актёры, выступавшие ранее в ансамбле «Мэнго». Они сохраняют свою корякскую культуру, но в то же время используют новые элементы и формы искусства, актуальные в мире сейчас.

Поэтому, конечно, они заинтересованы в сохранении культуры своих народов.

Какие сейчас существуют программы сохранения культурного наследия Арктики в России?

В Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) действует программа создания условий для духовно-нравственного развития личности. В её рамках многое направлено на изучение, сохранение и развитие культуры и искусства народов Севера, Арктики. Кроме того, существует Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), которая занимается своим делом. Недавно был открыт Театр коренных малочисленных народов Севера, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, Северо-Восточный федеральный университет, НИИ национальных школ — и это всё только в одной республике. В других регионах есть свои программы развития культуры и образования, и целью их является сохранение культуры народов Арктики.

В нашем вузе работает лаборатория геокультурных исследований Арктики, поддержанная Российским научным фондом, и научно-исследовательский центр циркумполярных цивилизаций. Учёными этого центра зарегистрировано научное открытие о существовании явления арктической цивилизации.

Какие программы работают на федеральном уровне?

Что касается российских программ, то федеральная целевая программа «Культура России» предусматривает возможность создавать культурные проекты коренных малочисленных народов Севера, и, конечно, действует программа по развитию Дальнего Востока по линии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и целая программа Российской Федерации по развитию арктической зоны.

А как участвуют международные организации?

Существует организация «Северный форум», которую сейчас возглавляет глава республики Егор Афанасьевич Борисов. Наш проект «Международный арктический центр» и республиканский проект «Международная арктическая школа» поддерживаются этой организацией и Университетом Арктики. В рамках программы студенты АГИКИ обучаются в Финляндии, Норвегии, Швеции и Корее. Из арктических стран к нам приезжают студенты по обмену. Вот такая поддержка создаётся со стороны международных организаций.