Анастасия Корнилова: У добывающих компаний в Арктике есть высокий потенциал создания социальной ценности

В рамках научной конференции «Открытая Арктика» в Москве прошла секция «Молодые учёные Арктики». Наш корреспондент встретился с участниками и узнал, чем же сейчас интересуются молодые исследователи. Например, аспирант экономического факультета МГУ Анастасия Корнилова проводит исследование на тему «Социальная и экологическая ответственность нефтегазовых компаний в Арктике».

Анастасия, расскажите о цели своего исследования.

Моя цель — проанализировать экологическую и социальную ответственность российских нефтегазовых компаний, которые реализуют проекты в Арктике. Изменение климата открывает новые возможности в Арктике для добывающих компаний, при этом любые возможности несут в себе угрозы и риски. Компании, осуществляющие разведку и разработку ресурсов в данном регионе, обязаны грамотно управлять экологическими и социальными рисками, которые неизбежно сопровождают любую хозяйственную деятельность в Арктике.

Российские нефтегазовые компании реализуют широкий спектр экологических и социальных проектов, начиная с экологического мониторинга, проектов по сохранению биологического разнообразия и заканчивая поддержкой сотрудников компаний, местных сообществ, коренных малочисленных народов Севера. Положительное воздействие социальных и экологических проектов на общество и окружающую среду напрямую зависит от того, насколько эффективный диалог компании выстраивают с заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны — это те лица или организации, на которых деятельность компаний оказывает влияние, а также те, кто оказывает влияние на деятельность компаний. К заинтересованным сторонам нефтегазовых компаний могут относиться акционеры, инвесторы, потребители, поставщики, экологические организации, органы государственной власти, коренные народы Севера, сотрудники компаний и т.д. От того, насколько эффективно выстроена схема взаимодействия компании с её заинтересованными сторонами, зависит эффективность социальных и экологических программ. Так, компании могут вкладывать финансовые ресурсы в спонсорство и благотворительность, поддерживая при этом единичные проекты, либо при постоянном взаимодействии с местными сообществами компании могут реализовывать масштабные системные преобразования — развивать города и их инфраструктуру, поддерживать образование, медицинское обеспечение и пр.

И как компании справляются с этой задачей?

Согласно годовой нефинансовой публичной отчётности за 2014 год все российские нефтегазовые компании, ведущие деятельность в Арктическом регионе, реализуют масштабные экологические и социальные проекты. Однако только две компании — «Газпромнефть» и «Лукойл» — чётко определили заинтересованные стороны и указали способы взаимодействия с ними. Так, компании регулярно проводят круглые столы и дискуссии, которые позволяют более точно понять нужды и требования заинтересованных сторон и в конечном счёте ведут к тому, что компании реализуют наиболее актуальные проекты, увеличивая эффективность положительного воздействия на общество и окружающую среду. Остальные компании наверняка тоже ведут диалог с заинтересованным сторонами, однако в отчётах об этом не заявляют и не конкретизируют способы взаимодействия с ними. Главная цель компаний будущего, по моему мнению, — это создание социальной ценности в долгосрочной перспективе, когда позитивное воздействие добывающих компаний на окружающую среду и общество превосходит негативное.

А пока это не так?

На данный вопрос нет однозначного ответа. Существуют различные методики подсчёта позитивных и негативных социальных и экологических воздействий компаний и того, какое воздействие превышено, однако такие исследования достаточно новы и проводились не для всех компаний и проектов. Хочу отметить, что экологические и социальные риски экономической деятельности в Арктике существуют всегда. Российские нефтегазовые компании осознают свою ответственность за общество и окружающую среду и делают многое для того, чтобы снизить негативное воздействие и увеличить позитивное.

Вы сказали, что компании поддерживают коренные малочисленные народы Севера. Каким образом они это делают?

Действительно, российские нефтегазовые компании делают очень много в рамках поддержки коренных народов Севера. Так, например, компания «Лукойл» заключила договор о социальной и экологической поддержке коренных народов ХМАО, Ненецкого автономного округа, Республики Коми. Компания совместно с муниципальными образованиями поддерживает и финансирует строительство образовательных учреждений, детских этнических лагерей, оказывает помощь в обустройстве мест культового поклонения, в проведении национальных праздников.

Компания «НОВАТЭК» оказывает финансовую поддержку Ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал — потомкам!». ОАО «Сургутнефтегаз» покупает технику, оборудование и топливо для оленеводов.

Компании помогают развиваться коренным народам, так как осознают ответственность за них.

Анастасия, я знаю, что Вы окончили МГИМО, потом проходили обучение в магистратуре РХТУ им. Д.И.Менделеева, а теперь учитесь в аспирантуре МГУ. Ваша цель — как можно лучше изучить какую-то определённую тему?

Меня заинтересовала тема устойчивого развития, поэтому я пошла в магистратуру на «Экологию и природопользование», чтобы получить образование, которое мне было интересно и необходимо для дальнейшего развития. В аспирантуре я изучаю тему бизнес-этики и ответственности компаний, когда компании стремятся не только повысить прибыль, но и снизить негативное воздействие на общество и окружающую среду.