Валентина Совкина: Культура саамов очень интересна, о ней нужно больше рассказывать!
Валентина Вячеславовна, из сообщений СМИ стало известно, что работа парламента сейчас затрудняется. Что происходит?
Орган называется Куэллнэгк нёарк Самь Соббар (КНСС), для удобства и понимания мы называем его парламентом, так как он соответствует принципу выборности нашим народом. На сегодняшний день мы находимся в состоянии молчания. Внутри саамского сообщества произошла небольшая рокировка. В 2014 году прошёл третий съезд саамов, с проведением которого не согласен КНСС. Было нарушено право делегирования, и мы считаем, что состоялось информационное собрание юридических лиц и представителей органов власти, поэтому мы не сложили с себя полномочия и работаем так же, как работали.
Саамский парламент Кольского полуострова был создан на первом (2008) и подтвердил свою работу на втором (2010) съезде саамов Мурманской области для того, чтобы объединить всю саамскую общественность. Мы приняли решение активно участвовать во всех мероприятиях и отстаивать права и свободы саамов.
И какую работу проводил парламент?
Было принято решение изучить законодательную базу в отношении коренных народов. Было предложено создать региональный закон «О коренном малочисленном народе Мурманской области — саами», активно участвовать в мероприятиях, которые предлагаются представительными органами власти, саамскими общественными организациями. Например, 6 февраля мы проводим мероприятия, где доносим до людей информацию о правах — праве на охоту, рыболовство, — о возможностях обучения, проводим работу по сохранению саамского языка.
Почему именно 6 февраля?
Это Национальный день саамов, который отмечается на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Мы отмечаем его как единый народ. В этот день мы обмениваемся информацией о том, что происходит во всех странах, в том числе и в правовом поле. В последнее время этот праздник пытаются провести как какой-нибудь фестиваль, ярмарку. КНСС считает, что этот день не только культурное мероприятие, а больше политическое, где нужно рассказывать о самом механизме реализации прав, о людях, о сохранении и развитии традиционного образа жизни. А в СМИ чаще читаем о том, что мы получаем льготы, субсидии. Представляют нас в роли иждивенцев, находящихся в социальной зависимости.
Государственные органы признают за вами статус коренного малочисленного народа?
За нами закреплено такое право в Уставе Мурманской области (ст. 21), что мы являемся коренным народом региона. Но на сегодня мы зависим от бумаги, которая должна подтвердить наш статус. Обращаясь в различные инстанции по реализации льгот… Например, квота на вылов биоресурсов — здесь достаточно свидетельства о рождении и заявки на вылов, а для печати в охотничьем билете требуют подтверждения национальности, вплоть до свидетельства о браке, так как там иногда тоже указывают национальность супругов. До сих пор это вопрос не решён. Люди вовлечены в бюрократический барабан и, как правило, не хотят ходить по инстанциям и доказывать свою национальность.
Чем сейчас живут саамы? Процветают ли народные промыслы?
Практически треть нашего населения — а нас в Мурманской области 1599 человек — ведёт традиционный образ жизни. Оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, охота и саамское рукоделие являются основными промыслами. Взять оленеводство — оно остаётся, но форма владения животными немного изменилась. Сохранилось содержание частных оленей, но выпасаются они на территориях производственных кооперативов, Олень уникален во всём, это такое животное, которое используется полностью, практически без отходов. Без оленя, без родного языка нет народа саами. Это наш образ жизни.
У нас есть саамские общины, которые создавались для сохранения и развития оленеводства, но вопрос аренды территорий сегодня стоит остро. Для того чтобы выжить, общины содержат оленей для привлечения туристов. Последнее время вопрос туризма поднимается на всех уровнях, и народ саами может играть не последнюю скрипку
Кстати, а как развивается туризм в вашем регионе?
В последнее время этот вопрос много обсуждают, особенно в свете развития Арктики. Я уже упоминала: у нас созданы саамские общины, которые принимают туристов, организуют туры. В Ловозере есть Национальный культурный центр, который представляет культуры родственных народов: саами, коми. На самом деле это ещё одна возможность рассказать о нашей уникальной культуре.
Турпоток в последнее время растёт или нет?
Лет двадцать назад, когда «открылась граница», было очень много туристов. Тогда видели какие-то возможности развития этой сферы. Но потом всё сошло на нет, интерес угас. В этом году с использованием интернета и рекламы поток вроде бы растёт: много приезжает людей из Испании, Китая, Франции — люди интересуются.
Наша культура уникальная, самобытная, о ней надо больше рассказывать и показывать.