Кормление огня, или Как проводят новогодние каникулы коренные народы Севера
Зоя Андреевна, расскажите о традициях празднования Нового года у коренных малочисленных народов Севера.
Начнём с того, что Новый год у коренных народов принято встречать не зимой, а летом. Например, у эвенов есть обряд встречи солнца и нового года во время летнего солнцестояния, 22-23 июня. Обряд осуществлялся ранним июньским утром на специально обрядовом поле, у двух священных деревьев, возле которых разжигались два ритуальных костра. По представлениям эвенов, эти два деревца означали небесные ворота, которые открываются только 22-23 июня. В ритуале акцентировались на восточном направлении, так как восток означал начало жизни и света на земле, с востока начинался день. Между двумя деревьями развешивали дэлбургэ — веревку, к которой были привязаны разноцветные лоскутки материи, символизирующие лучи солнца.
У эвенков существует праздник Бакалдын, что в переводе означает «встреча» — людей, семей, родовых племён после долгой и суровой северной зимы, он отмечается тоже 22-23 июня. Это также и встреча лета, встреча эвенкийского Нового года, сейчас она проводится на Вилюйском тракте. В старину в ходе празднования люди обменивались новостями, накопившимися за зиму, обговаривали совместные дела, проводили свадьбы.
Какие были традиции в прошлом?
С древних времён существует обряд кормления огня — главного символа и спутника любого северного народа. В жизни коренных народов Севера религия играет главенствующую роль. Религиозным верованиям людей, которые обеспечивали себя охотой, рыболовством и собирательством, присуще одушевление или оживотворение окружающего мира, который населяют духи, где в природе все взаимосвязано. Поэтому следовало относится с почтением к горам, деревьям, рекам. Обязательным считалось кормление духа огня.
Обряд кормления огня или очищения огнем характерен для всех северных народов. Есть поговорка: «В огне этом — общность крова и крови».
© РИА Новости. Алексей Куденко. "Кормление огня, или Как проводят новогодние каникулы коренные народы Севера"
Традиционный обряд проходит следующим образом: ритуал возглавляет шаман, он проходит с бубном вокруг костровища, отгоняя звуком злых духов. Следом свой огонь в общий костер приносят все участники праздника и кормят его «пищей лесной и речной». Участники кидают кусочки хлеба в огонь — в дар и как подношение божествам, вызывая тем самым их благосклонность и призывая удачу.
Значит ли вообще что-то Новый год для них?
Новый год для коренных малочисленных народов считается праздником. В связи с этим, как мы сказали выше, проводятся обряды.
В нашей республике проводятся культурные программы, где участники общаются, приглашаются делегации всех районов, дети приобщаются к культуре и традициям, возрождаются народные языки. Это очень хорошо влияет на самосознание, не позволит потухнуть очагу народа. Проводятся обряды очищения через небесные ворота, приобщение детей к родным очагам, кормление огня, реки.
Чем занимаются коренные народы зимой, когда невозможно рыбачить, собирать ягоды, грибы и прочее? Остаётся только пасти оленей и охотиться?
Они не сидят сложа руки. Кроме оленеводства, охоты и рыболовства коренные народы занимаются декоративно-прикладным искусством, мужчины занимаются изготовлением саней, упряжек, охотничьих принадлежностей и многим другим. А женщины — выделкой шкур, замши, кожи, шитьём, вышивкой.
Позволяют ли они себе отдохнуть в новогодние праздники?
Нет, так как у них кочевой образ, они всё равно занимаются хозяйством.
Какие вообще крупные праздники отмечают коренные народы?
Летом новый год, а весной — День оленеводов. Это традиционный праздник тундрового населения Севера, он проводится в середине календарной весны. Для оленеводов-кочевников профессиональный праздник — повод не только встретиться с родственниками и друзьями, но и принять участие в увлекательных соревнованиях, обрядах и просто приятно отдохнуть. В этот день чествуют людей, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре в чумах, круглый год переезжают с одного пастбища на другое со своими семьями и оленьими стадами. Олень занимает одно из центральных мест в жизни жителя тундры. От оленя он получает пищу, жилище, одежду, он служит средством передвижения. Чем больше у оленевода оленей, тем он богаче.
© РИА Новости. Александр Пирагис. "Кормление огня, или Как проводят новогодние каникулы коренные народы Севера"
День оленевода можно условно разделить на культурную и спортивную части. В посёлках устанавливаются подворья, на которых проводятся конкурсы декоративно-прикладного искусства и детского рисунка, блюд национальной кухни и конкурсы на самую красивую оленью упряжку. Приз также вручается самой гостеприимной хозяйке чума.
В спортивно-игровую программу праздника входят соревнования по метанию маута (набрасывание петли верёвки на оленьи рога), перетягиванию палки и каната, тройному национальному прыжку, прыжкам через нарты, национальной борьбе, а также лыжная эстафета. Кульминацией Дня оленевода являются гонки на оленьих упряжках, которые проводятся как среди мужчин, так и среди женщин. Победители гонок получают традиционный главный приз — снегоход! Для условий Крайнего Севера это более чем ценный подарок.
Иногда проводятся гонки на собачьих упряжках. В небольшие нарты запряжены веером 4-5 собак, погонщик сидит на нартах. Иногда можно увидеть и гонки на оленях верхом. Долганы, например, в отличие от своих ближайших соседей ненцев, используют домашних оленей и для верховой езды.
День оленевода, как и День рыбака, проводится представителями народностей ежегодно в целях социальной поддержки традиционных отраслей хозяйствования и сохранения традиционного образа жизни, обычаев, традиций и культуры.
День оленевода — это очень весёлый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от него остаются на всю жизнь.