Добавьте Арктик.ру в «Мои источники» Яндекс.Новостей

Арсений Митько: Импортозамещение в нефтегазовом секторе началось

Российские добывающие компании сталкиваются с трудностями при проведении разведки, так как ввиду санкций потеряли доступ к зарубежным технологиям. О том, как дальше жить и как заменить иностранное оборудование на отечественное, в своей колонке рассказал председатель совета молодых учёных Севера, член президиума Арктической общественной академии наук Арсений Митько.

Отсутствие отечественных мощностей по строительству самоподъёмных и полупогружных буровых и добычных платформ, подводных добычных комплексов, оборудования для проведения сейсморазведки 3D, судов обеспечения привели к тому, что «Газпром» и «Роснефть» приостановили проведение разведочного бурения на своих лицензионных участках арктического шельфа.

«Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Новатэк» использовали в основном зарубежные технологии. Как результат, отечественные нефтегазовые компании находятся в тотальной зависимости от импорта нефтегазового оборудования.

Сейчас необходимо направить силы и средства, которых, впрочем, не хватает, на возрождение отечественной промышленности, которая будет способна обеспечить российский нефтегазовый комплекс необходимым оборудованием. А у нас имеются такие предприятия. СПБУ «Арктическая» и МЛСП «Приразломная» строились в Северодвинске. Буровые платформы НК «Лукойл» создавались для Каспия на Астраханском заводе, а для Балтики — в Калининграде на собственном заводе. Здесь же был построен и морской ледостойкий нефтеналивной терминал для Варандея в Печорском море. Как говорится, можем, если захотим.

Комплексная реализация всех этих мер могла бы способствовать достижению целевого показателя — снижения к 2020 году доли импорта с 60 до 43%. Важным звеном в этой работе является научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования — своего рода коммуникационная площадка для синхронизации инвестиционных проектов российских нефтегазовых компаний-заказчиков и возможностей отечественных машиностроителей.

К сожалению, разработка прорывных отечественных шельфовых технологий пока не началась, хотя и предусмотрена в федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на базе предприятий ОСК.

Сегодня шельфовые проекты на 90% зависят от западного оборудования и технологий. В России имеется более 200 предприятий, выпускающих нефтегазовое оборудование, но предоставить нефтегазодобывающим компаниям необходимые образцы техники они смогут не ранее 2018-2020 годов, если начнут заниматься вплотную этим сейчас.

Ещё в ноябре 2014 года на заседании комиссии по ТЭК президент России Владимир Путин поставил задачу до начала ноября разработать программу импортозамещения, после чего Минпромторг внёс в правительство России соответствующую программу по 45 позициям импортозамещения. Один из заводов, призванных стать флагманом морского судостроения, — судостроительный завод «Звезда», который посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он заявил, что необходимо строить все три очереди судостроительного завода «Звезда».

«Я исхожу из того, что все три очереди строительства должны быть исполнены, потому что в противном случае этот проект вообще не выстрелит», — сказал он во Владивостоке.

Арсений Митько\: Импортозамещение в нефтегазовом секторе началось
© RIA Novosti. Сергей Мамонтов

«Газпром» и «Роснефть» потенциально могут разместить на «Звезде» заказы на строительство и буровых платформ, и судов снабжения, и танкеров на общую сумму около 4 трлн рублей до 2030 года. Среди потенциальных заказчиков может быть и «Лукойл», а также другие компании сектора.

Национальная стратегия Новрегии

России следует использовать международный опыт, например Норвегии, в создании своей промышленности для производства оборудования для шельфовых проектов. Норвегия, привлекая иностранные компании к сотрудничеству, исходила из требования: иностранные партнёры не только обучают норвежский персонал, но и занимаются локализацией производства, которая с 10% выросла до 95%. И сегодня 1/3 экспорта Норвегии составляют технологии и оборудование для нефтегазовых шельфовых проектов.

Всего за почти полвека на шельфе Норвегии было пробурено более 3 тыс. скважин, открыто около семи десятков месторождений. Позаимствовав опыт у американских компаний, грамотно используя нефтедоллары, в кратчайшие сроки была создана эффективная нефтегазовая промышленность и построены уникальные добычные комплексы, в том числе с подводным закачиванием.

Норвежские компании стали лидерами на мировом рынке подводного и бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи, хранения, отгрузки и услуг по обслуживанию. Норвегия смогла создать уникальную модель сотрудничества нефтегазовых компаний, поставщиков оборудования и услуг, объединённых в организацию INTSOK и научно-исследовательских учреждений.

В течение последних двух десятилетий Норвегия направляла средства не только на открытие новых месторождений, но и на совершенствование технологий, которые дали возможность увеличить нефтеотдачу уже разрабатываемых пластов, доведя объём добываемой из них нефти до 65%, что является лучшим показателем в мировой практике.

Следует отметить, что в Норвегии поддержку компаниям, которые осуществляют инвестиции в инновационные программы и НИОКР оказывает научно-исследовательский совет Норвегии. Проекты в промышленности финансируются по схеме SkatteFUNN, предусматривающей льготное налогообложение.

В 2001 году в Норвегии была принята национальная стратегия «Нефть и газ в XXI веке», которая определила восемь целевых направлений для проведения исследований. Они включают в себя экологические технологии будущего, комплексное изучение залежей и разведку месторождений, совершенствование нефтеизвлечения, экономически эффективное бурение, интегрированное производство и разработку пласта в реальном времени, подводную обработку и транспортировку, глубоководную и подводную технологию добычи, газовые технологии. Стоит ли удивляться успехам Норвегии в создании современнейших образцов добычной техники, в обеспечении конкурентоспособности нефтегазовой промышленности страны при таком подходе?

Хочется надеяться, что этот опыт найдёт применение в России и наша страна навсегда избавится от импортозависимости в вопросах обеспечения нефтегазового комплекса современным оборудованием для обеспечения работ на арктическом шельфе.

Технологии Мурманска

Мурманск может и должен стать столицей освоения арктического шельфа, центром строительства морской добычной техники. В Мурманске ещё в советские годы были созданы компании, работающие на арктическом шельфе, — это «Арктикморнефтегазразведка», «Севморнефтегеофизика», «Морские арктические геологические экспедиции», «Арктические морские инженерные геологические экспедиции». Их усилиями было открыто почти два десятка месторождений нефти и газа, в том числе относящиеся к уникальным. К примеру, Штокмановское месторождение с запасами газа 3,7 трлн кубометров превышает все имеющиеся запасы газа Норвегии.

Уже в постсоветский период в Мурманске обосновались структурные подразделения «Газпрома» — ООО «Газпром добыча шельф», «Газпром добыча нефть», ООО «Газфлот», в управлении которого находятся ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние», СПБУ «Арктическая» и «Амазон» и буровой комплекс для работ на мелководье «Обский». Здесь создана береговая база снабжения ООО «Газфлот», планируется создание на базе 82 СРЗ береговой базы обеспечения шельфовых работ НК «Роснефть».

В посёлке Белокаменка «Новатэк» планирует построить центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС). Чтобы облегчить компании эту задачу, 17 июня 2015 года принято распоряжение правительства РФ, утверждающее план первоочередных мероприятий по созданию ЦСКМС. Стоимость реализации проекта в настоящее время оценивается в 25 млрд рублей. При максимальной проектной загрузке ЦСКМС будет задействовано свыше 3 тыс. рабочих. «Новатэк» зарегистрировал 100-процентную «дочку» ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).

Ранее глава «Новатэка» Леонид Михельсон сообщал, что «Новатэк» совместно с норвежской Kvaerner рассматривает концепцию по созданию производственных мощностей в Мурманской области для будущих проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). ООО «Кольская верфь» ведёт изыскательские работы на будущей площадке строительства верфи. Проект находится в прединвестиционной фазе: обоснование инвестиций по проекту планируют подготовить к концу текущего года. При благоприятном сценарии развития событий строительство верфи может начаться уже в следующем году.

В 2014 году в морском порту Мурманск «Газпромнефть-Сахалин» создала базу снабжения для обеспечения разведочного бурения в Печорском море. Компания рассматривает порт Мурманск как перспективную базу для ведения деятельности на арктическом шельфе.

Пример российским компаниям опять же можно брать с норвежской компании «Рейнертсен», которая в посёлке Абрам-Мыс в кратчайшие сроки создала предприятие по сборке металлоконструкций для подводной разработки месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе и уже несколько лет руками российских специалистов выпускает продукцию.

Морские буровые платформы для шельфовых проектов в России могли бы строить Выборгский судостроительный завод, калининградский «Янтарь» или петербургская «Северная верфь», «Севмашпредприятие» и «Звёздочка» в Северодвинске, Астраханский завод, имеющие такой опыт.

Арсений Митько\: Импортозамещение в нефтегазовом секторе началось
© RIA Novosti. Сергей Мамонтов

Необходимо современное техническое оснащение, новаторские инженерные и конструкторские разработки, финансирование со стороны государства и нефтегазовых компаний, а также налоговые послабления и льготы.

Стройка в порту Сабетта — это не просто строительство порта, она даёт заказы и развитие другим предприятиям. «Уралмаш» делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», Уральский трубный завод поставляет трубы, авиационные перевозки осуществляют авиакомпании «Ямал» и «Ютэйр». Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, научные разработки, трудовые ресурсы. 

В последние годы был принят целый ряд важнейших государственных документов, определяющих направления и перспективы сбалансированного развития арктической зоны России (АЗРФ), в частности Стратегия социально-экономического развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 года.

Импортозамещение началось

Сегодня можно признать, что если в России и началось интенсивное импортозамещение, так это в нефтегазовом секторе, на который санкции оказали наиболее негативное влияние. Оно и понятно: благодаря добыче нефти и газа Россия получает две трети экспорта и половину бюджета страны. Всего в программе импортозамещения планируется участие около 300 российских компаний.

Примером может быть НК «Лукойл», которая ежегодно проводит до 700-800 операций по внедрению нового российского оборудования. «Газпром нефть» стала также активнее внедрять отечественные технологии.

ОАО «Объединённые машиностроительные заводы» впервые в России приступило к выпуску заводов сжижения природного газа (СПГ) под ключ с последующим обслуживанием. В этом году ОАО «УВЗ-Нефтегазсервис» впервые приступает к производству буровых комплексов грузоподъёмностью 120 тонн (в основном у нас используются китайские).

К сожалению, главным препятствием для импортозамещения является коррумпированность или предубеждённость менеджеров нефтегазовых компаний по отношению к российским производителям. Мешает и непредсказуемое налогообложение. 

Санкции коснулись и возможности получения кредитов западных банков. Притом что у отечественных нефтегазовых компаний велики объёмы долговой нагрузки, это может повлиять на инвестпрограммы.

На шельфе Сахалина продолжались буровые работы компанией ООО «Газфлот» по заказу ООО «Газпром добыча шельф». В этих целях использовались ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние».

При освоении Киринского месторождения впервые на российском шельфе применена технология подводной добычи газа, обеспечивающая его передачу от скважин непосредственно на берег без каких-либо надводных конструкций. Такая технология позволяет добывать углеводороды даже подо льдом и обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду.

Арсений Митько\: Импортозамещение в нефтегазовом секторе началось
© RIA Novosti. Сергей Мамонтов

Для строительства объектов берегового технологического комплекса использовались в основном российские технологии. Российскими компаниями спроектировано и произведено сложное технологическое оборудование для обеспечения бесперебойной работы подводного добычного комплекса. Установка по подготовке газа и газового конденсата также укомплектована оборудованием отечественных производителей. На шельфе Сахалина велись буровые работы и компанией «Роснефть». Здесь она использует как береговые, так и морские буровые. Наземная буровая установка «Ястреб» является одной из самых мощных в нефтегазовом комплексе и позволяет бурить скважины с отходом забоя по вертикали. Морская платформа «Орлан» включает сталебетонную конструкцию с буровым и жилым модулями. Она способна выдержать атаку льда и огромных торосов.

У нашей страны были и есть технологии для шельфовой добычи, но их надо возродить. Конечно же, для этого потребуется время и производственные мощности. Сейчас вопрос состоит в том, как быстро отечественная промышленность сможет разработать технологии и подготовить оборудование, чтобы начать реализацию новых проектов в Арктике без участия наших «друзей» из США и Европы, в сотрудничестве с Китаем, Индией, Кореей. 

Наша промышленность уже наработала определённый опыт строительства сложной морской техники для разведки и добычи углеводородного сырья на шельфе. ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» занимается достройкой ледостойкой стационарной платформы‑1 для месторождения им. Филановского по заказу НК «Лукойл». ЛСП‑1 построена на Астраханском судостроительном производственном объединении (АСПО, входит в группу «Каспийская энергия», CNRG Group).

Российские нефтегазовые компании до 2020 года в рамках лицензионных обязательств должны будут пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин, отработать 193 тыс. пог. км 2D-сейсмики и 39 тысяч кв. км — 3D. Вот для решения этих задач и необходимо создавать собственную морскую технику, не надеясь на аренду западных СПБУ и ППБУ, которые обходятся в 600 тыс. долларов в сутки.

Реальным выпуском продукции для нефтегазовой промышленности отечественные предприятия в рамках импортозамещения уже занимаются.

«Уралмаш НГО Холдинг» весной 2015 года подписал контракт с «Роснефтью» на поставку 13 буровых установок типа БУ 5000/320 ЭК-БМЧ для кустового бурения скважин условной глубиной 5 тыс. м. Эти буровые — современные, полностью удовлетворяют всем требованиям заказчиков. Технологическая база холдинга позволяет нам создавать оборудование самого высокого качества.

Первыми судами, которые будут построены на возводимой в Приморском крае верфи «Звезда», станут суда-снабженцы для шельфовых месторождений «Роснефти» в Арктике. «Роснефть» может заказать предприятию четыре таких судна обеспечения работы буровых установок. До настоящего времени суда с такой спецификацией строились только в Финляндии, Норвегии и других странах. Подготовка к строительству первого судна на новой верфи началась осенью 2015 года.

Актуальные проблемы устойчивого развития арктической зоны России и возможности ОПК по их решению на основе технологий конверсии и диверсификации, в первую очередь по обеспечению жизнедеятельности коренного и некоренного населения в их взаимосвязи со всеми видами хозяйственной деятельности. Последовательно рассматриваются вопросы актуальности направления, современное состояние, опыт других стран, проекты, программы, инструменты реализации обоснованных предложений.