Проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях ресурсного и инфраструктурного освоения Арктики

Специальная рабочая группа представила проект национального общественного стандарта экологической безопасности Арктики. Один из авторов стандарта, председатель совета молодых учёных Севера АОАН Арсений Митько, рассказал arctic.ru о том, как документ повлияет на развитие арктической зоны, и почему он должен быть принят уже сейчас.

Положения документа ещё необходимо представить в соответствующие международные рабочие группы Арктического экономического совета и Государственную комиссию по Арктике.

Арсений Митько считает, что работа предприятий, размещённых в арктической зоне РФ, изменится только с введением законодательных актов, соответствующих этим нормативам, и они будут более эффективными, если будут носить международный характер при соответствующем государственном контроле.

Основные идеи, положенные в основу стандарта:

— правила экологичного поведения хозяйствующих субъектов на территории Российской Арктики и система индикаторов экологичного поведения, задающая ориентиры для действующих и новых предприятий на территории Российской Арктики;

— единый свод лучших практик и инициатив научных, общественных и коммерческих организаций, отечественных и международных правил и требований в области охраны окружающей среды арктической зоны РФ;

— формирование нового института добровольного принятия правил экологичного поведения для действующих и новых предприятий на территории Российской Арктики.

Принять стандарт важно именно сейчас, потому что существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты природопользования в арктической зоне РФ. Происходит это не потому, что нормативная база несовершенна, а так как огромное количество аспектов не может быть встроено в закон. Ведь не всегда есть необходимость жёстко регулировать деятельность, зачастую достаточно руководствоваться определёнными принципами в её организации для снижения рисков экологических катастроф.

При росте интенсивности использования арктической зоны будут возникать новые принципы хозяйствования и новые риски. Нормативная база не может оперативно реагировать на такие изменения, в этом случае стандарт, включающий в себя базовые принципы природопользования и обеспечения экологической безопасности, вполне может если не заменить закон в полной мере, то хотя бы обеспечить общественно приемлемые форматы деятельности в арктических регионах. Для стандартизации деятельности в арктической зоне требуется доработать и формализовать на национальном уровне принципы рационального и эффективного использования природных ресурсов Арктики. Кроме того, следует заменить изживший себя на этом этапе развития отраслевой подход освоения природных ресурсов Арктики, поскольку при современном уровне разделения труда невозможно в рамках одной отрасли, а тем более в рамках одного предприятия решить все проблемы обеспечения экологической безопасности производства. В первую очередь стандартизация должна касаться существующей нормативной базы, которая не соответствует документу «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Национальный характер стандарта в том, что он разработан для применения на суверенных территориях российской арктической зоны с учётом российского законодательства для работы в российском правовом поле. Стандарт является функциональным продолжением документов «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Экологическая доктрина Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». Национальный характер стандарта не исключает присоединения к стандарту иностранных организаций работающих на территории российской арктической зоны.

Общественный характер стандарта выражается прежде всего в принципе добровольности. То есть он не является обязательным к исполнению, однако организации, принимающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осознавая важность сохранения целостности окружающей среды, соблюдения норм безопасности и ответственности за качество жизни перед будущими поколениями. Функционирование стандарта как системы подразумевает создание экспертного совета, который возьмёт на себя функции проверки соответствия деятельности сертифицируемой организации нормам стандарта. Экспертный совет должен быть выборным органом, он будет состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, научных работников и представителей власти. Состав и численность экспертного совета, а также его полномочия должны быть определены на первом заседании представителей организаций, готовых принять стандарт. Грядущие вызовы по освоению природных ресурсов Арктики и обеспечения её экологической безопасности определяются задачами, формализованными в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».