Сергей Низовцев: Я с самого начала знал, что мы это сделаем

Впервые в истории мирового яхтинга парусный тримаран преодолел Северный морской путь. Участники экспедиции «Циндао – Китай» пересекли российскую Арктику под парусом за 12 дней. О том, как возникла идея такого плавания, с какими трудностями пришлось столкнуться и как был установлен мировой рекорд, порталу arctic.ru рассказал руководитель российско-китайской экспедиции, директор экспедиционного центра Русского географического общества по Крымскому федеральному округу Сергей Низовцев.

Как родилась идея экспедиции «Циндао — Китай»? Как вы стали участником экспедиции?

Идея и инициатива организации этой экспедиции принадлежит господину Го Чуаню. Вначале он обратился в российское посольство в Китае, где рассказал о своей идее и попросил содействия в согласовании прохода китайской экспедиции по российской части Арктики.

В посольстве идею поддержали и направили письмо президенту Русского географического общества Сергею Шойгу, который также одобрил эту экспедицию.

Тогда Сергей Кужугетович поручил заняться этим плаванием Артуру Николаевичу Чилингарову, а он в свою очередь через Александра Валентиновича Орлова нашёл меня и предложил принять участие.

Поскольку для меня Арктика очень интересна и важна, я сразу согласился и поехал в Пекин. Здесь в результате обсуждений совместных действий мы постарались взглянуть на это мероприятие под другим углом и убедили китайскую сторону, во-первых, в том, чтобы эта экспедиция была посвящена 70-летию Победы и, во-вторых, чтобы она стала российско-китайской. Хотя, ещё раз повторю, первоначально инициатива была китайской.

В рамках этой договорённости, которая была достигнута в апреле, мы приступили непосредственно к активной фазе подготовки. Я съездил два раза во Францию — яхта-тримаран стояла в порту Trinité-sur-Mer (в это время там занимались её подготовкой для похода в Арктику). Поскольку я уже не раз бывал в Арктике, то я составил список необходимых работ по подготовке яхты к этому экстремальному переходу.

Я все эти месяцы — с мая по август — занимался организацией всяческих согласований и разрешений, а Го — подготовкой яхты.

Сколько человек принимало участие в экспедиции? Откуда она стартовала?

В экспедиции участвовали шесть человек — шкипер Го Чуан, матрос Борис Йоханнес из Германии, матросы Армель Трипон и Квентин Мари Жан из Франции, я и немецкий оператор Тим Франк.

Участники экспедиции вышли из Франции (я не смог с ними пойти оттуда, потому что продолжал заниматься разрешениями и всяческими согласованиями в России). Сначала дошли до Киркенеса в Норвегии, а потом — до Мурманска, где я их встретил. В Мурманске нас ласково встретили и торжественно проводили. Хочу отметить, что нас очень здорово поддержало руководство города, губернатор Марина Васильевна Ковтун, заместитель губернатора Стратий Григорий Иванович, «Атомфлот», «Росморпорт», «Росморречфлот», командование Северного флота, пограничники, таможня и многие другие предприятия и организации.

Вышли мы из Мурманска 3 сентября и отправились в Берингов пролив. Поскольку это событие, этот переход подразумевал установление мирового рекорда, мы зафиксировали старт (на выходе из Кольского залива).

Как проходила экспедиция?

Весь маршрут от Мурманска до мыса Дежнёва был пройден только под парусом — ещё никто этого не делал, и я в том числе. Я ходил по Арктике гораздо севернее, в коридоре 78-82 градуса северной широты, чем мы шли в этот раз. Во время моего плавания мы шли через ледовые поля, и я был вынужден использовать двигатель. В этот раз мы его не заводили ни разу. Все эти 3,2 тыс. миль мы прошли только под парусом — это безусловное достижение. Прошли весь маршрут в рекордные сроки. Мой рекорд прохода российского сектора Арктики в 2012 году на яхте «Скорпиус» был 14 дней, правда, я стартовал значительно западнее из Баренцбурга и за 14 дней дошёл до линии перемены дат. А мы прошли от Мурманска до мыса Дежнёва за 12 дней, то есть на два дня был улучшен предыдущий рекорд.

Расскажите подробнее о яхте. Насколько она быстроходна?

С точки зрения скоростных характеристик яхта просто фантастическая. Я знал, что она может развивать скорость около 30 узлов, но нам удалось достичь максимальной скорости 38 узлов (70,3 км/ч. — Ред.) под парусом — это невероятная для парусников скорость. Эта яхта — обладательница нескольких мировых рекордов. Она летит быстрее волны, быстрее ветра даже. Потому что, например, при ветре 20 узлов мы летим — 30, создавая вымпельный ветер.

В общем-то, яхта построена и предназначена для одного человека, вшестером там, мягко говоря, тесновато, не развернуться. На яхте было всего два спальных места на шесть человек.

Спали посменно?

Да, конечно. Чисто спартанский вариант яхты: ни туалетов, ни камбуза, ни спальных мест. В общей сложности мы провели на этой яхте 24 дня и прошли 8 тыс. миль, если считать от Мурманска до Циндао.

Всё ли удалось в этой экспедиции или, считаете, рекорд можно и улучшить?

Прошли хорошо, на твёрдую четвёрку. Можно было, наверное, кое-что и получше сделать, но получилось как получилось. Мы два дня, даже три дня потеряли в Арктике на штилях. Но поскольку задача была идти только под парусом, мы не заводились и просто стояли, ждали ветра. Пару неправильных неудачных решений по маршруту было предпринято в Тихом океане — здесь мы тоже, наверное, пару дней потеряли. Я думаю, что всё расстояние мы смогли бы пройти за 20 дней.

Были ли какие-то форс-мажорные ситуации в течение плавания?

У нас всё плавание было форс-мажорное с самого начала. Мы вышли в шторм (хорошо, что он был попутный), но довольно сильный — ветер доходил до 45 узлов. В общем, мы «проскакали» с этим ветром до середины Карского моря примерно за два с половиной дня — очень быстро, а потом попали в штиль.

Поскольку шли близко к ледяным полям, риск был всегда, а после пролива Вилькицкого лёд стал встречаться очень часто, конечно, это было экстремально. Не меньшую опасность представляло огромное количество брёвен с сибирских рек.

Какие чувства были, когда узнали, что установили мировой рекорд? Как отпраздновали?

Я с самого начала знал, что мы это сделаем. Выдающаяся яхта, профессиональный экипаж, в общем, оснований сомневаться в том, что мы сможем пройти, не было. Правда, я рассчитывал пройти этот путь за 10 дней, и, наверное, мы бы прошли, если бы немного больше повезло с погодой. Считаю ошибочным то, что мы пошли южным путём — не через мыс Желания (это север Новой Земли), а через Карские Ворота, этот путь на 300 миль длиннее. Но, с другой стороны, мы шли с попутным ветром. Если бы мы пошли на мыс Желания, с точки зрения погоды было бы менее комфортно идти, но зато путь значительно короче.

С точки зрения ветра погода всё время была неплохой, за исключением трёх дней в Арктике и двух дней в Тихом океане, когда был штиль.

А мировой рекорд мы особенно не праздновали — сфотографировались, порадовались, немножко отметили, ну и дальше в путь на Циндао. Впереди было более 4 тыс. миль…