Проект закона о северном завозе представило Минвостокразвития

Минвостокразвития опубликовало проект федерального закона о северном завозе. В документе зафиксировано, что целью законопроекта является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Документ вводит ряд новых категорий, относящихся к северному завозу. Впервые получило юридическое определение само понятие «северный завоз» – оно обозначено как «комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий и финансовых механизмов по регулярному, бесперебойному снабжению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».

Грузам, доставляемым северным завозом, присвоены категории в зависимости от важности. К первой категории отнесена продукция жизнеобеспечения – это социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы, ко второй – прочие грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей – иные грузы, не включённые в первую или вторую категории и приобретаемые организациями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами в личных и предпринимательских целях.

Законопроект устанавливает круг институтов, причастных к функционированию системы снабжения удалённых районов Крайнего Севера: появятся федеральный и региональные координаторы северного завоза, генеральный экспедитор северного завоза, единый морской оператор северного завоза. Будет запущена специальная электронная торговая площадка, действующая под контролем уполномоченного оператора. Документом также вводится обязательное планирование по грузам первых двух категорий, призванное не допустить стихийности в формировании номенклатуры предметов снабжения, которые доставляются на Север.

Эксперты отмечают, что проект закона имеет первостепенную важность для нормального жизнеобеспечения и развития Российской Арктики. Чёткое распределение ролей в контексте решения данных задач, внедрение трёхлетних планов помогут систематизировать северный завоз и избежать повторения кризисов, связанных с доставкой жизненно значимых грузов в Заполярье.