Встречу спасателей с медведями учли в рамках нового ГОСТа безопасных работ в Арктике

C 1 октября 2023 года вступает в силу новый ГОСТ, определяющий требования к безопасности аварийно-спасательных работ в арктической зоне России: национальный стандарт также учитывает возможную встречу спасателей с белыми медведями.

«Впервые утверждён национальный стандарт ГОСТ Р 22.8.14-2023 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Работы аварийно-спасательные в Арктической зоне Российской Федерации. Общие положения"», – говорится в сообщении на сайте Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС).

В документе говорится об объективной потребности обеспечить эффективное проведение аварийно-спасательных работ в экстремальных условиях Арктики, в том числе в акватории Северного морского пути. В стандарте впервые учтены все особенности развития аварийно-спасательных технологий.

«Национальный стандарт определяет время прибытия подразделений с мест дислокации на аэродром для реагирования на ЧС регионального и межрегионального характера, в том числе действий в составе аэромобильной группировки субъекта РФ и в составе аэромобильной группировки регионального поисково-спасательного отряда: в рабочее время – 3 часа, в нерабочее время – 3 часа 30 минут», – информирует ВНИИ ГОЧС.

При этом морские суда, входящие в состав сил и средств постоянной готовности, должны выйти к месту ЧС в течение одного часа после получения сигнала бедствия. Оперативное реагирование на происшествия на морских нефтегазопромысловых сооружениях будут осуществлять только специализированные суда, которые находятся на дежурстве вблизи этих объектов.

В ГОСТе также отмечается, что перед выполнением аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить безопасность спасателей, учитывая, что главные представители экосистемы в Арктике – белые медведи.

В арктической зоне РФ размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера. Основным элементом транспортной системы, обеспечивающей грузопотоки по всей протяжённости береговой линии в Северном Ледовитом океане, является Северный морской путь, который в перспективе может стать важнейшей международной транспортной магистралью.

В среднем на территории арктической зоны России происходит в год более 100 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера, среди которых доминируют транспортные аварии (30%), взрывы и пожары технологического оборудования (24%).