Правительство утвердило план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года

Правительство России продолжает работу над созданием инфраструктуры в арктической зоне для развития Северного морского пути – важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения.

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Это стало результатом планомерной совместной работы правительства Архангельской области с федеральным центром. Первый субсидируемый каботажный рейс отправился по Севморпути из Архангельска уже августе.

«По поручению главы государства год назад был разработан план по развитию Севморпути, который рассчитан до середины следующего десятилетия. Сейчас подготовлена “дорожная карта” по усилению ключевого для Арктики Архангельского транспортного узла. Это значительно укрепит транспортный каркас на северо-западе России, и мы рассчитываем, что до конца следующего десятилетия перевозки через Архангельский порт, как минимум, утроятся. Это позволит реализовать ряд крупных промышленных проектов, благодаря чему в стране появятся новые рабочие места на сотнях предприятий, которые будут задействованы в создании и эксплуатации новых перевалочных и производственных мощностей», – отметил на оперативном совещании с вице-премьерами Михаил Мишустин.

По словам Александра Цыбульского, Архангельский порт – важнейшая точка в большой системе развития Северного морского пути, инфраструктура которого создаётся по поручению президента России.

Строительство терминала и глубоководного морского района будет проходить в несколько этапов.

В 2024 году заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот рассмотреть её. В 2025–2026 годах должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство. Ввод в эксплуатацию и нового терминала, и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год.

«План предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию в 2026 году морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая Земля. Кроме того, важнейшая часть этого плана – обновление ледокольного флота и судов ледового класса, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в том числе строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск», – добавил Александр Цыбульский.

Также документ предписывает проработку целесообразности строительства и реконструкции береговой инфраструктуры в Архангельске для стоянки морских спасательных судов и стоянки гидрографических и лоцмейстерских судов в морском порту Архангельск.

Значимая часть плана касается обновления ледокольного флота и судов ледового класса. Она подразумевает завершение строительства ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря и принятие решения о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС 126. Новый корабль должен обеспечить работу труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике.

Ещё один большой раздел плана – мероприятия по развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в частности строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск. Среди них модернизация и расширение пропускной способности железнодорожной станции Соломбалка в 2024–2027 годах, капитальный ремонт автодорожных мостов через реки Повракулку и Соломбалку и строительство моста через реку Кузнечиху. Два последних проекта планируется реализовать в 2026–2028 годах.

Также в плане нашли отражение мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, цифровизации, безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла, развитию его кадрового и научного потенциала.