Учёные оценят реакцию китов на судовой шум, чтобы скорректировать маршруты СМП

Научные сотрудники биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова завершили четвёртый сезон изучения китообразных Чукотки на территории национального парка «Берингия».  

В 2020 году, помимо традиционного мониторинга горбачей, косаток и серых китов в проливе Сенявина, при поддержке российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России) учёные впервые оценили поведенческие реакции животных на посторонние шумы, в том числе судовые. С помощью подводного динамика специалисты проигрывали шум: задача была определить, на каком расстоянии киты начинают активно на него реагировать.

«Мы получили следующие значения: на расстоянии 300 метров киты совсем не реагировали на звук, а на расстоянии около 100 метров все животные меняли поведение. В этом промежутке наблюдались индивидуальные отличия в зависимости от активности: кто кормится, тот меньше реагирует, кто отдыхает — больше», — рассказала руководитель экспедиции, доктор биологических наук Ольга Филатова.

На следующем этапе специалисты планируют сравнить громкость подводного динамика с громкостью двигателей судов разного типа и рассчитать, на каком расстоянии у китов будет проявляться поведенческая реакция на эти звуки.

Также весной 2021 года учёным предстоит выяснить режим сезонного присутствия разных видов китообразных в акватории национального парка «Берингия». На данный момент чёткое представление есть лишь о ситуации в августе-сентябре, когда ведутся полевые работы. Для решения этой задачи будет установлен специальный звукозаписывающий буй. Он находится под водой, оснащён аккумулятором, флеш-картой и гидрофоном. На протяжении нескольких месяцев буй будет записывать все звуки в радиусе 5 км. Проанализировав полученные файлы, учёные смогут узнать, какие виды китов проходили через пролив, когда животные приходят к берегам Чукотки и когда уходят в океан.

Полученные результаты исследования должны помочь оградить уникальных морских млекопитающих от негативного воздействия судового трафика Северного морского пути.

«Активное освоение СМП уже началось, очевидно, что количество судов в Арктике будет только расти, и, конечно, их маршруты будут проходить через места обитания китов, — отметила руководитель арктических проектов WWF России Ирина Онуфреня. — После того как станет понятна степень воздействия разных шумов на китов, можно будет говорить о том, чтобы разрабатывать и применять меры регулирования маршрутов судов, правила прохода через места нагула и приближения к местам скопления китообразных».