В Якутии обнаружили новый подвид арктической бабочки

Новый подвид арктической бабочки исследовали и описали учёные Томского и Алтайского госуниверситетов, вид обитает только в Якутии в верхней части горного массива Арга-Тас. Обнаружил новое насекомое натуралист из Липецка Юрий Бахаев. Описание ранее неизвестного представителя северной фауны представлено в научной статье, опубликованной в журнале Ecologica Montenegrina (Q1).

«Бабочка Аполлон арктический (Parnassius arcticus) является уникальным и самым северным видом, который обитает только в Заполярье, в Северо-Восточной Якутии. Известно несколько популяций, живущих разрозненно на расстоянии 200–500 км на высокогорных хребтах Верхоянский, Момский и Сунтар-Хаята. Это труднодоступные районы, попасть туда крайне сложно, поэтому биоразнообразие там малоизучено», – отметил учёный Биологического института ТГУ и АлтГУ, д. б. н. Роман Яковлев.

Одна из особенностей Аполлона арктического заключается в том, что он является монофагом: его гусеницы выкармливаются только на одном растении – хохлатке Городкова. Помимо этого Parnassius arcticus – почти единственный вид дневной бабочки, обитающей в высокогорьях горных массивов Северо-Восточной Якутии.

Обнаружил редкую находку натуралист, журналист из Липецка Юрий Бахаев, он же стал соавтором научной статьи. Многие годы он занимается изучением северной природы, выбирая для экспедиций отдалённые и совершенно неизученные точки.

«Неизвестный ранее подвид северной бабочки был найден в верхней части горного массива Арга-Тас. Подвид имеет явное внешнее отличие от других представителей Аполлона арктического и вместе с тем существенно отличается генетически. Описание этого представителя северной фауны мы посвятили натуралисту-любителю из Якутска Роману Шавлову, который много десятилетий занимается изучением северной природы. В честь него новый подвид получил название Parnassius arcticus shavlovi», – поясняет Роман Яковлев.

Специалист отметил, что северная фауна очень чувствительно реагирует на потепление, поэтому учёные используют её как индикатор изменения климата. Новые фундаментальные данные, полученные в ходе исследований, станут отправной точкой в изучении становления северных фаун и мониторинга трансформации окружающей среды в Арктике.