Финляндия и Россия развернут информационную кампанию о Полярном кодексе

Финляндия и Россия запустят информационную кампанию о Международном кодексе для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс). Об этом сообщила ведущий эксперт агентства транспортной безопасности Финляндии Анита Мякинен в кулуарах конференции, посвящённой применению кодекса, которая состоялась в Хельсинки.

«В Арктическом совете есть рабочая группа по защите арктической морской среды, это также группа экспертов по судоходству, я вхожу в неё. Вместе с моими российскими коллегами мы разработали проект, первая часть которого представляет собой подготовленную нами брошюру, где рассказывается о том, что такое Полярный кодекс», — отметила она. По словам специалиста, документ разработан для судов как в Арктике, так и в Антарктике, в нём прописаны вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией судов, то, каким должен быть экипаж, а также правила в отношении окружающей среды.

«Цель этой части проекта заключается в том, чтобы корабль, который попадает в зону действия Полярного кодекса, когда приходит в соответствующий порт, получал путеводитель. Таким образом мы пытаемся распространить информацию, чтобы каждый знал, что представляет собой кодекс, какие правила в нём прописаны, то есть это своего рода информационная кампания», — пояснила Мякинен и сообщила, что позже, в ходе дальнейшей работы, есть намерение оценить, насколько хорошо те суда, которые курсируют в Арктическом регионе, соблюдают кодекс.

«Планируется давать по этому поводу систематическую статистику. Государство, под флагом которого ходит корабль, должно будет выдавать экипажу что-то вроде сертификата Полярного кодекса. Там будет сказано, где именно этот конкретный корабль может перемещаться в регионе», — рассказала эксперт.

«Если сравнивать, например, с ситуацией на Балтийском море, то у нас здесь есть лёд, возраст которого составляет один год. Если же мы посмотрит на Арктику, на её часть в северных регионах России, там ледовый покров многолетний. Корабли под финским флагом, в частности, строились для ледового класса, который характерен для Финляндии и Швеции (условий Балтики. — Примеч. ред.), такому судну нельзя идти туда, где есть многолетний лёд, это небезопасно», — подчеркнула Анита Мякинен.

Она также указала, что проект, подготовленный вместе с российской стороной, считается очень важным. «Полярный кодекс вступил в силу лишь в прошлом году, то есть действует только год, и только сегодня мы услышим, что различные арктические государства скажут по поводу его реализации. Есть много неясностей, связанных с ним, поэтому мы и начинаем информационную кампанию», — заключила эксперт.

Полярный кодекс призван обеспечить безопасность судоходства при соблюдении экологических норм. Решение о его создании Международная морская организация приняла в 1996 году. Основной задачей документа была выработка общих правил и требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения в покрытых льдом полярных водах.

Кодекс также охватывает вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах. В нём есть как обязательные требования, так и рекомендации.