Влияние Севморпути на Арктику будет возрастать

С развитием Северного морского пути будет постепенно возрастать его влияние на экономическое развитие прилегающих территорий арктической зоны Российской Федерации. Такое мнение высказал координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников в ходе заседания дискуссионного клуба на тему «СМП как драйвер развития АЗРФ».

«Примером такого влияния является Транссибирская магистраль, которая строилась как дорога на Дальний Восток, а стала драйвером экономического развития всех прилегающих к ней территорий», — отметил эксперт. Но сам принцип бассейнового территориального развития имеет глубокие исторические корни — люди издревле селились по берегам крупных рек. «Такие реки, как Обь, Енисей или Лена, исторически представляют собой не только природные, но и экономические экосистемы», — добавил Александр Воротников.

Мнение о том, что основным приоритетом при развитии Севморпути должен быть не экспорт углеводородов, а развитие прилегающих территорий, также высказал Алексей Фадеев, ведущий научный сотрудник Института экономических проблем имени Г.П.Лузина Кольского научного центра РАН. По его словам, сегодня именно по этому пути идут другие циркумполярные государства, где одной из главных целей арктических проектов является вовлечение малого и среднего бизнеса. «В Норвегии значительная доля работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняется компаниями, которые, казалось бы, не имеют отношения к нефтянке. При этом одно рабочее место в Арктике создаёт в среднем 14 рабочих мест в смежных регионах», — отметил эксперт.

Также большинство специалистов сошлись во мнении, что необходимо расширять спектр грузов, которые перевозятся по СМП, и улучшать портовую инфраструктуру, для того чтобы развитие прилегающих территорий было более устойчивым. «На данный момент 95% грузопотока СМП приходится на полезные ископаемые, а северный завоз и транзит обеспечивают лишь 5%», — рассказал Михаил Григорьев, директор консалтинговой компании «Гекон», член научно-технических советов Минприроды и Минтранса России.

А советник председателя ФИЦ «Кольский научный центр РАН» Владимир Маслобоев напомнил коллегам, что при развитии Севморпути важно также принимать и превентивные меры для защиты экологии региона. «При появлении множества судов важно, чтобы их выбросы не загрязняли Арктику», — сказал он.