Госкомиссия по Арктике: стратегия развития до 2035 года, расширение СМП и реновация Норильска

Заместитель председателя правительства России — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провёл очередное заседание Государственной комиссии по Арктике, в ходе которого дал ряд поручений представителям власти федерального и регионального масштаба.

В частности, он отметил, что Стратегию развития Арктики до 2035 года на подпись президенту планируется представить уже в июле. Напомним, что документ должен объединить мероприятия нацпроектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов.

При этом Юрий Трутнев отметил, что новую модель развития Арктики, которая включает преференции для инвесторов и другие механизмы, необходимо создать в течение ближайших полутора лет. «Решил попросить и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, и сам к себе буду предъявлять такие же требования: никакие коронавирусы, никакие экономические кризисы не должны растягивать этот период, через полтора года в Арктике всё должно работать, должна быть создана новая модель развития макрорегиона», — подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о возможности снижения приоритета вопросов развития Арктики со стороны правительства в части госфинансирования проектов и создания инфраструктуры, вице-премьер высказал следующее мнение: «Арктика — это стратегический регион, он имеет глобальное, важное значение для России и безопасности страны. Не вижу никаких оснований, чтобы была пересмотрена государственная политика».

Юрий Трутнев также отметил, что правительство не будет корректировать и планы по объёмам транспортировки грузов по Северному морскому пути. «На сегодняшний день у нас таких планов нет, — сказал он. — Но давайте для начала выйдем из этого кризиса, а потом будем принимать решения».

Напомним, что в декабре прошлого года правительство утвердило план развития инфраструктуры СМП до 2035 года. Согласно документу, определены три основных этапа: до 2024 года, до 2030 года и до 2035 года. Предусмотрены мероприятия от развития инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты и подготовки условий для транзитного судоходства по Северному морскому пути до решения проблем медицины и кадрового обеспечения судоходства в Арктике.

Помимо этого на заседании развернулась дискуссия относительно планов расширения СМП от Баренцева моря до Камчатки. Речь идёт о введении в Стратегию развития Арктики до 2035 года нового понятия «Северный морской транспортный коридор» как более широкого обозначения всего пути от Мурманска до Камчатки. И хотя, по словам заместителя министра развития Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, специалисты «Росатома», Министерства транспорта и Министерства иностранных дел России не видят никаких негативных правовых последствий использования данной терминологии, Юрий Трутнев призвал коллег более тщательно подумать над терминологией, при этом не высказав критичных возражений относительно сути этой идеи.

Кроме того, вице-премьер поручил профильным министерствам, правительству Красноярского края и специалистам компании «Норильский никель» в течение трёх недель подготовить согласованный и сбалансированный проект реновации Норильска.

Напомним, что массовая застройка города осуществлялась в два этапа: в 1940-1950 годах и в 1960-1990-х. Новые строительные проекты в условиях Крайнего Севера в городе практически не реализуются. Для решения данной проблемы был разработан проект программы реновации жилищного фонда Норильска до 2035 года, которая предусматривает строительство около 384 тыс. кв. м жилья (97 домов).

Общий объём финансирования оценивается в 84,9 млрд рублей. По предварительным расчётам, правительство Красноярского края готово профинансировать 10% программы (около 8,5 млрд рублей), за счёт федерального бюджета предполагалось профинансировать в течение 15 лет 40% программы (около 34 млрд). При этом компания «Норильский никель» готова взять на себя финансирование 50% программы (42,5 млрд рублей).

Представитель Министерства финансов, присутствующий на заседании, отметил, что уровень софинансирования со стороны Красноярского края с учётом бюджетных возможностей региона должен быть максимальным и составить 25%.

«Мы точно должны поддержать реновацию Норильска. У нас таких проектов в арктической зоне немного, и если компания («Норильский никель» — Прим. ред.) готова 50% вкладывать в развитие социальной сферы, надо сказать спасибо и вместе изыскивать возможности для реализации проекта. <…> Если в Норильске не будет людей, если они будут просто уезжать, и работать будет некому, кто работать там будет? Минфин приедет? Или кто? Так же не получится. <…> Источников финансирования нет? Вы срок окупаемости по налоговым поступлениям посчитайте, и если это рентабельно, то источники финансирования должны найтись. Если вложенные деньги возвращаются в бюджет России, то нужно найти средства для того, чтобы люди жили в Норильске и реализовывали проекты», — подчеркнул Юрий Трутнев.